Перспективы развития инклюзивного образования в среду, 11 июня, обсудили Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба, представители Министерства образования и науки Украины, ПМПК, городского отдела образования, общественных организаций и родители. Встреча состоялась в школе № 281 Святошинского района, где действует система специализированных классов. Основным месседжем мероприятия стала необходимость создания такой концепции образования для детей с особыми потребностями, которая бы ставила во главе интересы и потребности каждого ребенка.
«Новый подход к реализации равных прав каждого ребенка на школьное образование, в том числе ребенка с особыми потребностями, будет способствовать решению проблемы предоставления качественного и комплексного образования украинским детям с инвалидностью. Вопрос сегодня как никогда острый – по данным Научно-исследовательского института социально-трудовых отношений по состоянию на 1 января 2013 численность детей-инвалидов в Украине составляет более 167 тысяч человек, и количество особых детей постоянно увеличивается», – отметил Николай Кулеба.
«Мы обсудили те моменты, которые должны полностью изменить систему образования. Нам необходима такая система, при которой дети смогут получать тот набор услуг, который обеспечит им полноценную жизнь. Если ребенок нуждается в определенном специалисте, то он должен получить услуги этого специалиста за государственный счет. Это очень чувствительный момент для многих семей, ведь обучение ребенка с особыми потребностями в разы дороже обучения обычного ребенка», – отметила директор Фонда «Дитина з майбутнім» Лариса Рыбченко.
Для того, чтобы такая модель образования начала действовать, необходимо определить, сколько в Украине есть детей с такими потребностями, какие специалисты нужны для всесторонней помощи этим детям, а также решить вопрос финансирования. Николай Кулеба подчеркнул, что сегодня Президент Украины направляет свои усилия на защиту прав и интересов детей с инвалидностью.
Во время встречи участники оценили успехи и трудности функционирования специализированных классов, выслушали мнение специалистов о необходимости сопровождения детей при переходе из младшей школы в среднюю, познакомились с теми детьми, которые уже получают образование в подобных классах 281-й школы. Большинство таких учеников – дети с пониженным зрением.
«По инициативе Николая Кулебы сейчас формируется группа экспертов, которая занимается вопросами детей с инвалидностью. В настоящий момент мы ставим перед собой задачу разработки стратегии, которая позволит вывести ситуацию вокруг детей с инвалидностью из кризисного состояния. Задача непростая и требует пересмотра очень многих вещей, одна из которых – консолидация усилий государственных и негосударственных структур, родителей, перехода от взаимных упрёков к сотрудничеству и пониманию», – рассказывает глава Ассоциации родителей детей с аутизмом Евгения Паничевская.