МОО «Дитина з майбутнім» выступила партнером опроса «Аутизм и образование», которое по инициативе Аутизм Европа проводилось в течение 2019 году в странах ЕС и целью которого является содействие доступа людей с аутизмом к качественному инклюзивному образованию, в том числе университетскому и профессиональному. Благодаря усилиям МОО «Дитина з майбутнім» (Киев) и поддержке Консула Аутизм Европа в Украине Инны Сергиенко Украина также приняла в нем участие.

Скачать результаты опроса.

В Украине самая большая поддержка людей с аутизмом существует в дошкольных учреждениях, начальных и средних школах. В то же время, ситуация с вузами кардинально отличается — люди не знают, работают ли вузы в этом направлении. Также украинцы мало знают о наличии в их регионе поддержки для профессионального обучения взрослых людей с аутизмом. Это позволяет сделать вывод, что реформы уже дошли до детей с аутизмом, но фактически не затронули взрослые категории граждан Украины с особыми потребностями.

Если в дошкольных учреждениях распространенной поддержкой детей с аутизмом является помощь детям во время завтрака и обеда (15,6%), консультации для родителей (14,8%) и поддержка взаимодействия во время игры (13,2%), то в начальных и средних школах это помощники в классе (28,1% и 18,6% соответственно), возможность гибкого учебного плана (20% и 11,9%), помощь в организации обучения и поддержка вне класса.

Самый высокий уровень образованности в вопросах аутизма, по мнению украинских участников опроса, демонстрирует персонал дошкольных и начальных школ, несколько ниже — средних, и гораздо ниже — вузов. Примерно в таком же порядке люди оценили наличие у персонала желание повышать свой профессиональный уровень — 10%, 18%, 6% и 2% соответственно. В общем 38,2% опрошенных заявило, что они «полностью согласны» и «соглашаются» с утверждением, что персонал и учителя имеют адекватное понимание аутизма и потребностей особых учеников, а категорически и не совсем согласных с ним оказалось несколько больше — 42,4%.

В общем отсутствие достаточного количества специалистов, низкий уровень образованности большинства персонала и учителей учебных заведений, отсутствие доступной инфраструктуры для повышения квалификации, судя по результатам опроса, являются наиболее болезненными проблемами системы образования в Украине.

В ответах на вопрос о наличии индивидуального плана развития ребенка позиции опрашиваемых разделились почти поровну (51% так, 49% нет) так же, как и в вопросе участия родителей в разработке плана (47,7% и 52,3%). На вопрос, кто принимает окончательное решение по индивидуальному плану, 44,4% ответили «родители», 37,7% — «специалисты», 18% — «совместно».

И, наконец, на заключительный вопрос анкеты — «По Вашему мнению, ситуация с аутизмом в Украине в целом улучшается или ухудшается?» — только каждый пятый участник ответил «ухудшается», а 77,5% заявило, что «улучшается».

«Мы очень благодарны всем, кто принял участие в опросе и помог нам получить информацию о состоянии дел в отрасли именно по Украине, — говорит Инна Сергиенко, Консул Аутизм Европа в Украине и основательница МОО «Дитина з майбутнім». — Такие опросы очень важны, ведь позволяют оценить результаты нашей работы и работы всех других организаций, а также определить направления деятельности на будущее».

По мнению специалистов МОО «Дитина з майбутнім», в ближайший период времени ТОП-10 направлений приложения усилий в интересах людей с особыми потребностями в Украине должны быть следующими:

  1. Усиление широкого информирования общества об аутизме и всех граждан с особенностями развития.
  2. Обучение специалистов лучшим международным практикам и их интенсивное профессиональное информирование о достижениях и успешные кейсы в сфере аутизма.
  3. Стимулирование привлечения родителей к активному участию в процессе.
  4. Создание стабильных и долговременных мотиваций для специалистов, занимающихся вопросами аутизма, на всех уровнях образования и во всех отраслях экономики.
  5. Совершенствование законодательства «обеспечение и стимулирование» категорий людей с особыми потребностями.
  6. Создание в обществе благоприятных и прозрачных условий для финансирования потребностей всех граждан с различными особенностями развития.
  7. Требование от государства особых преференций для людей с особенностями развития.
  8. Создание условий для активного привлечения национального и транснационального бизнеса для финансирования потребностей «особых людей».
  9. Активное привлечение глобальных, международных и национальных институтов с целью формирования благоприятной и безопасной среды для людей с особыми потребностями.
  10. Улучшение всемирной координации и кооперации в данной сфере.

Участниками опроса стало 145 респондентов из 67 населенных пунктов, в т.ч. представителей учебных заведений и ГО — 36%, физических лиц — 64%. Это закономерно узкая ЦА и, хотя опрос и не является репрезентативным с научной точки зрения, в целом он адекватно отражает состояние вопроса аутизма в системе образования Украины в 2019г. Напомним, проведение репрезентативных исследований на эту и многие другие темы невозможным из-за отсутствия в Украине целого ряда статистических данных. Вышепредставленные показатели -% от общего числа респондентов, ответивших на вопросы анкеты.

Результаты опроса в графическом формате (скачать)