“Мы живем в районном центре и про инклюзию только слышали. Ребенок без инвалидности, недают… ЗПР, аутистический спектр и куча других диагнозов, учимся в 1 классе на индивидуальном обучении в общеобразовательной школе. Нам нужно знать, когда у нас откроют инклюзивные классы или же возможно “выбить” помощника учителя для сопровождения моего ребенка на уроках? Могут ли родители стать инициаторами открытия инклюзивного класса?”
Ответ:
Согласно законодательству Украины, а именно части третьей статьи 9 Закона Украины «Об общем среднем образовании» общеобразовательные учебные заведения, в частности могут создавать инклюзивные классы для обучения детей с особенными образовательными потребностями. Инклюзивные классы открываются общеобразовательными учебными заведениями, родители могут обратиться с заявлением к местному органу образования об открытии такого класса. Обращаю Ваше внимание на то, что создание подобных классов требует осуществления комплексных действий. Как указано в письме Министерства образования и науки Украины от 12.07.2016г. №1/9-36 «К сожалению, в ряде случаев руководители местных органов управления образованием и общеобразовательных учебных заведений (далее – ОУЗ)не ознакомлены или поверхностно владеют законодательными, нормативно-правовыми актами, учебно-методическими рекомендациями относительно организации и внедрения инклюзивного обучения и отказывают родителям в приеме в учебное заведение ребенка с особенными образовательными потребностями. Такие действия руководителей являются неправомерными и противоречат нормам статьи 3, статьи 60 Закона Украины «Об образовании». Часто ОУЗ не готовы принять учеников с особыми образовательными потребностями, потому что не ориентируются на перспективу относительно создания одного или нескольких инклюзивных классов. Поэтому, учитывая, что инклюзивное обучение организовывается по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации (далее – ПМПК), органы управления образования должны координировать консультативно-методическое сотрудничество ПМПК и ОУЗ по вопросам ориентировочной потребности в инклюзивных классах. Особое внимание следует уделить выпускникам с особыми потребностями дошкольных учебных заведений как потенциальным ученикам инклюзивных классов. Прежде чем зачислить ребенка с особыми потребностями в инклюзивный класc ОУЗ, следует к этому подготовиться. Прежде всего, это создание в ОУЗ соответствующих условий с учетом особенностей развития детей: доступность строений и помещений, использование адекватных форм и методов учебно-воспитательной работы, психолого-педагогическое сопровождение, налаживание сотрудничества с родителями (лицами, которые их заменяют). В следовании этому алгоритму ведущую роль играют местные органы управления образованием».
Таким образом, Вам необходимо обратиться к местному органу образования с заявлением о создании инклюзивного класса или о введении в штат ассистента учителя для ребенка с особыми потребностями. Желательно такое заявление подавать до начала учебного года.