В рамках подготовки к школе предлагаем вашему вниманию перевод статьи американских преподавателей о языке жестов, который может облегчить коммуникацию ребенка в школе.
Начнём с самого простого – ребёнку нужно в туалет во время урока. Он поднимает руку, прерывает учебный процесс, отвлекает одноклассников… А можно отпроситься у учителя жестом? Например, поднять руку со скрещёнными пальцами. Учитель видит, кивает ребёнку и всё! Никто не отвлекается, урок продолжается.
А если ребёнок стесняется? Или же имеет проблемы с речью? Тем более нужны жесты! На картинке изображены несколько жестов, которые могут помочь в классе. (Плакат можно распечатать и повесить в кабинете)
“Я тоже!”
Сигнал “я тоже” происходит из языка жестов. Он очень популярен в американских школах для выражения согласия. Когда ученик слышит идею или решение с которыми он согласен, он делает знак “я тоже”. Тем самым он соглашается со своим одноклассником, показывает что у него была похожая идея, и/или то, что он понял о чём говорит одноклассник. При этом никто никого не перебивает.
“Я не согласен.”
Когда ученик не согласен с тем, что он услышал, он поднимает указательный палец в знак того, что он хочет что-то добавить или уточнить.
“Я хочу что-то добавить.”
Знак “строить” – один кулак ставится на второй, чтобы передать идею “строительства”. Ученики могут использовать этот знак, чтобы показать что они могут что-то добавить к тому что было сказано.
“Я могу повторить.”
Ученик показывает кавычки в воздухе, чтобы сказать что он может повторить или перефразировать то что было сказано.
“Закончи мысль.”
Жест (свести кончики пальцев вместе как буква “А”) может использоваться как учителями, так и учениками. Он напоминает выступающему, что нужно добавить какой-то пункт, или использовать законченное предложение, чтобы выразить свою мысль.
“У меня есть идея/предположение.”
После того, как им объяснили что такое предположение, группа второклассников придумала свой знак для них: они кладут кулак на голову, обозначая “лампочку идеи” у себя над головой.