Организацию инклюзивного обучения и роль семьи в подготовке ребенка с особенностями обсудили почти 200 специалистов со всей Украины

21-22 и 28-29 ноября состоялась Вторая международная конференция по аутизму «IPAC-2020». В связи со сложной эпидемиологической ситуацией во всем мире, в этом году данное событие МОО «Дитина з майбутнім» организовала онлайн.

Международные и украинские эксперты поделились со слушателями своими наработками и опытом работы с людьми с задержкой психического и речевого развития, аутизмом, алалией и другими ментальными расстройствами.

Ключевой темой мероприятия стала «Инклюзия и сопровождение семьи». А в один из четырех дней конференции перед слушателями выступали исключительно взрослые аутисты, рассказывая о своем восприятии мира, мышлении и образе жизни.

«В это сложное время, когда так много ограничений, мы не должны забывать о поддержке наших детей. Сейчас, когда Украина начала уверенно двигаться к мировым стандартам инклюзивного образования, мы не можем позволить себе остановиться. Ведь это сложный период как для семей, воспитывающих детей с особенностями, так и для специалистов детских садов и школ. По сравнению с предыдущим годом, в этом году 90% участников мероприятия — это специалисты. Данный факт очень радует, ведь это значит, что специалисты готовы учиться и работать с особенными детьми, а не отправлять их в изоляцию на индивидуальное обучение», — отметила Инна Сергиенко — основатель МОО «Дитина з майбутнім», консул «Аутизм Европа» в Украине.

Во время мероприятия основатель и руководитель Центра Мифне (Mifne) (Израиль) доктор Ханна Алоним назвала первые признаки аутизма, которые могут проявиться у новорожденных. Среди них, к примеру, отсутствие зрительного контакта.

«Взгляд и аффективное поведение детей от трех до пяти месяцев демонстрируют повышенную чувствительность к незначительным отклонениям в мимике родителей. Такая реакция может охарактеризовать те процессы развития, которые впоследствии могут привести к аутизму», — рассказала Ханна Алоним.

Она добавила: кроме того, первыми признаками расстройства могут быть чрезмерная пассивность малыша, отсутствие реакции на голос или присутствие родителей, задержка развития моторики. Поэтому чем раньше эти признаки заметят эксперты, тем легче будет работать с ребенком.

Эффективность раннего вмешательства проиллюстрировала из собственного опыта директор развивающего детского сада «Дитина з майбутнім» Наталья Стручек. По ее словам, развитие ребенка, с которым начали работать в год и 9 месяцев, через 6 месяцев работы улучшилось по большинству показателей почти в 4 раза. Ребенка в 3 года и 11 месяцев — в 2 раза. Ребенка в 5 лет и 2 месяца — на 40% в среднем.

Говорили в рамках конференции и о подготовке к школе, и об организации эффективной инклюзии.

В частности, директор по развитию МОО «Дитина з майбутнім» Ирина Сергиенко и взрослый аутист из США Билл Петерс давали советы по обучению особенных детей не только родителям, но и педагогам. Они рассказали: учитель должен объяснять ученикам, почему их одноклассник не такой, как они. К примеру, если ребенок носит наушники, стоит сказать: «Наушники, потому что чувствительный слух». Но ни в коем случае нельзя называть диагноз ученика, если это не одобрили его родители. Если аутист не успевает освоить какой-то предмет, можно найти одноклассника, который поможет ему с этим. Но думать, что они станут друзьями, не стоит. И еще один совет от Ирины Сергиенко и Билла Петерса: если ребенок говорит вам, что у него проблемы с одноклассниками, скорее всего, так и есть.

Аутолог и специалист по организации инклюзии Дария Орлова подчеркнула: инклюзия становится наиболее действенной в том случае, если в ней созданы комфортные условия для всех участников процесса. По ее словам, процесс организации такой формы обучения следует начинать с принятия ребенка таким, каким он есть, прежде всего, родителями и учителями. Принятие ребенка означает понимание его особенных потребностей и дефицитов, осознание преимуществ и сильных сторон, и главное — не желание его изменить, а желание помочь.

Профессор по образованию людей с особенностями развития Адельфийского университета (Adelphi University) доктор Стивен Шор рассказал о том, что аутисты больше нормотипичных детей страдают от буллинга. Однако, подчеркнул он, о травле дети не всегда рассказывают. По его данным, только 40% учеников признаются, что их обижают в школе. Вероятные признаки буллинга, добавил Стивен Шор, — это появление у ребенка большего количества синяков и царапин, попытки избежать школы, изменения в характере. Все это может привести даже к попытке самоубийства.

Кроме упоминавшихся экспертов, опытом также делились председатель секции детской и подростковой психиатрии Ассоциации психиатров Украины Игорь Марцинковский, председатель Львовского отделения «Справи Кольпінга в Україні» Екатерина Островская, социальный педагог Марьяна Хорошая, детский невролог Александр Мирошников, речевой терапевт развивающего детского сада для детей с особенностями «Дитина з майбутнім» Игорь Телюк и психолог этого же заведения Яна Юрченко, а также специалист по сенсорной интеграции Татьяна Кострицкая.

После завершения конференции представитель Перу — Лилиана Майо Ортега — подчеркнула: подобные мероприятия очень ценные и для родителей, и для педагогов, потому что в их основе — обмен опытом.

«Я рассказывала о том, какие возможности открываются перед аутистами в Перу. Ведь очень многие особенные люди у ​​нас ходят на работу. И их рады встречать множество организаций, даже наш Конгресс. А все потому, что аутисты преданны работе, очень скрупулезные и безупречно работают с деталями. Также это возможно благодаря поддержке, которую испытывают как сами аутисты, так и их работодатели. И мне очень хочется, чтобы эта практика стала привычной и в Украине. Потому что аутисты — это неотъемлемые члены общества, и мы не должны об этом забывать», — добавила Лилиана Майо Ортега.

Положительно Вторую международную практическую конференцию «IPAC-2020» оценили и ее слушатели.

«Хотя мы живем на разных континентах и ​​в разных странах, у нас так много общего: общие проблемы, надежды и общее стремление к независимости и реализации для наших детей», — так украинка отреагировала на выступление Лилианы Майо Ортеги.

«Спасибо организаторам и спикерам за возможность пополнить свои знания о детях с РАС, особенно за практический опыт», — написала еще одна слушательница конференции.

В целом, по результатам опроса после «IPAC-2020», больше всего людей заинтересовали темы, касающиеся комфортных условий инклюзии и сенсорной интеграции. Кроме того, почти 90% слушателей ответили, что готовы использовать полученные знания в своей работе. Интересный факт, что 60% участников считают онлайн-формат для конференции удовлетворительным и готовы работать в нем и дальше.