767648Она рисует удивительные картины, создает сказочные аппликации, натюрморты, пейзажи, а еще ей  всего 8 лет и … у нее аутизм.

Маша Должикова живет в Донецке, полгода назад ее мама Марина узнала, что у девочки  легкая форма аутизма. В основном, это проявляется в поведенческих моментах: перепады настроения, эмоциональная чувствительность другого человека, ситуации. До того, как девочка пошла в школу, родители и не подозревали об аутизме, но во время обучения у Маши внезапно выпали ресницы и брови, родители забили тревогу, долго ездили по врачам и выясняли причину, пока им не посоветовали обратиться к медицинскому психологу, который и поставил ребенку диагноз. Для снятия стресса девочку перевели на индивидуальное образование.

Для Маши искусство стало  в какой-то степени терапией от болезни. Арт-терапия – вид психологической коррекции, которая воздействует на психоэмоциональное состояние человека, помогая ему раскрыть свой внутренний мир.

Еще до того, как девочке поставили диагноз, она занималась рисованием. Любовь к рисованию проявилась у Маши еще в раннем детстве. Последние 2 года она ходит в студию “Черный павлин” руководитель – Радмила. Благодаря занятиям  девочка раскрывает чудесные картины своего воображения для всех окружающих. Аутистов часто считают зажатыми, не способными на эмоции. Но это не так, внутри них огромный мир,  просто ощущают они его совершенно по-другому, по-иному самовыражают.

Усидчивость и креативность Маши проявляется  в необычных картинах, огромном количестве идей как подать одну и ту же тему. Ими она делится с ребятами из студии. Радмила же  направляет  детей по пути эволюции в изобразительном искусстве, находя при этом удобные в которые она подсказывает что-то по ситуациям из жизни. В лице своего преподавателя Маша нашла не только высококлассного  художника, но и друга, человека чуткого и внимательного. Как бы интенсивно и где-то строго не проходили занятия Маруся в припрыжку бежит на занятия и очень любит Радмилу. И это неудивительно, ведь аутята чувствуют когда их индивидуальность принимается.

Живопись – одна из доступных форм мироощущения для аутистов, и Маша – представитель этой категории людей. Такими же были художники Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо и, есть даже предположения насчет Иеронима Босха. 

Картины Маши создаются из профессиональных красок, аппликации из и тканей. На создание картины уходит иногда всего одно занятие, а  иногда месяц занятий.  Самое интересное – это цветовая гамма, которую Маша подбирает самостоятельно, проявляя свое внутреннее настроение. Еще с детства мама обратила внимание на то, что девочка очень чутко подбирает цвета, передает ситуации вокруг нее, как она их чувствует. С 1,5 лет рисует родителям предвосхищая очень часто события. Через 2-3 дня рисунок сбывался. Маруся подбирает цвета согласно свому характеру.  В ней сочетается несочетаемое и очень много диссонансов. Педагог старается не вмешиваться в процесс, лишь помагая оформить чувства.

Конечно, на создание картин необходимы материалы, которые стоят денег, но с другой стороны, творческий потенциал девочки будет лишь развиваться с каждым годом, и, возможно, хобби станет профессией.

Одна из ее картин называется “Колокольчики” – эта композиция посвящена сказке Дюймовочка. Как видим, на картине можно увидеть огромный цветочный мир, каким видела бы его Дюймовочка, и отсутствие сказочного героя, что характерно для аутистичного восприятия мира. Картина поражает своей завершенностью.

Такая арт-терапия  ребенку проявить себя, а также дает заряд вдохновения матери девочки. Почувствовав желание получить мастер-класс у Радмилы, и доверив своему интуитивному желанию, мама которая никогда не брала карандаш в руки, стала расписывать ткань несколькими видами техники батик. встречи ученика со своим Мастером – за полгода 7 картин и раскрытие своей индивидуальности, и увеличение собственной гармоничности.

Дети – это зеркала родителей, а помочь мы им можем, став сами более гармоничными, снизив свой внутренний стресс. Что хотят отзеркалить нам наши дети, может искать каждый сам, и, меняя себя, мы помогаем им.

Комментарий специалиста:

Возненко Анна, арт-терапевт школы-сада “Дитина з майбутнім”:

– Одним из главных отличий арт-терапии от уроков рисования являются цели. В рисовании главное результат, в арт-терапии – сам процесс. Арт-терапия – это лечение творчеством, с помощью таких художественных примов как рисование, лепка, музыка, ,  написание сказок и т.д. В результате арт-терапии у детей снижается тревожности, агрессии, у многих проходят некоторые страхи, улучшается  мелкая и общая моторика, уменьшается стереотипия в рисовании,    улучшаются художественные способности. Главный принцип арт-терапии – это принятия ребёнка таким, каким он есть. Непременно уважение к нему, к его выбору. Именно в арт-терапии ребенок имеет возможность сделать самостоятельный выбор. Дети легче учатся узнавать и выражать свои эмоции и чувства, улучшается телесная координация, уменьшаются навязчивые движения.

 

Источник: Обозреватель