«Наши дети в изоляции. Дайте им свободу!» – с таким требованием вышли родители детей с аутизмом под стены Министерства образования 2 апреля, в День распространения информации об аутизме. А чтобы наглядно продемонстрировать положение своих детей, они поставили перед МОН прозрачную тюремную камеру, где сидит ребенок…
«Таких мы не берем… инклюзии для аутистов нет… ваш ребенок не такой… зачем мне не такие дети в школе… наши воспитатели (учителя) не знают, что делать с вашим ребенком…» – практически каждый день я слышу истории родителей детей с аутизмом, которым указывают на дверь. У наших детей много проблем, но самое болезненное – это невозможность получить образование, невозможность быть в среде своих сверстников», – рассказывает Евгения Паничевская, глава Ассоциации родителей детей с аутизмом, которая инициировала акцию. «Наши дети в изоляции не потому, что в школах работают бессердечные директора и учителя, а потому что государство не создало никаких условий им для работы с особенными детьми. Мы официально заявляем, что инклюзии в Украине нет – она только в бумажных отчетах министерства!»
Сразу же после анонсирования Акции представители Министерства образования связались с Ассоциацией родителей детей с аутизмом и нашим Фондом с приглашением к диалогу. Инициаторы Акции согласились сесть за стол переговоров сразу же после Акции.
«Украинская система образования, к сожалению, не далеко ушла от стандартов СССР, когда всех, кто отличался, закрывали в интернатах или дома.; Учителя по-прежнему не знают, как обучать детей с особенностями в развитии. Директора школ по-прежнему не имеют возможности организовать такое обучение даже при желании. Дети по-прежнему не могут прийти с собственным тьютором в школу, который смог бы помочь им понимать школьный режим, инструкции учителя, наладить общение с одноклассниками», – отметила на акции Лариса Рыбченко, директор Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім». «Дети с аутизмом не существуют для нашей системы образования!»
Сразу же после Акции состоялся круглый стол с представителями Министерства образования, в рамках которого были четко сформулированы ближайшие направления работы:
– организация доступа ассистента ребенка, в том числе с аутизмом, к дошкольному и школьному учебному процессу вместе с ребенком;
– разработка концепции, и, как следствие, нормативных актов, для РЕАЛЬНОЙ инклюзии детей с аутизмом;
– обучение педагогов.
Это уже вторая акция родителей детей с аутизмом и нашего Фонда под стенами Министерства образования с требованием предоставить детям возможность учиться. Первая акция прошла в 2013 году, однако за два года попыток сотрудничества с министерством, реальных системных плодов оно так и не дало.