Что такое метод «Томатис» и почему его используют в работе с особенными детьми?
Наталия Стручек, директор школы-сада «Дитина з майбутнім» рассказывает об оригинальном и интересном методе «Томатис», который буквально лечит музыкой. Наталия прошла курс обучения методу во Франции, теперь же использует его в садике в комплексной коррекции особенных детей.
Объясните, пожалуйста, что такое метод «Томатис» и каким образом он приносит пользу детям.
Перед тем, как рассказать о «Томатисе», необходимо объяснить, что ухо – это главный генератор тока для нервной системы. Его главная роль – отдавать энергию мозгу. У детей с особенностями в развитие функции «слушать» и «слышать» между собою не очень дружат. Ребенок может слушать, но не слышать. Соответственно, у него не может формироваться весь процесс развития речи, потому что речь – это воспроизведение того, что качественно слышит ребенок. Это то, что мозг уже переработал. Именно для того, чтобы дети могли научиться совмещать «слышать» и «слушать», мы и используем метод «Томатис». Он может научить ребенка различать звуки, не боятся их и адекватно реагировать на их появление.
Сам метод «Томатис» строится на использовании музыки Моцарта. Она помогает восстанавливать внутреннее равновесие. Вообще музыка характеризуется ритмом, который стимулирует тело, гармонией, которая пробуждает эмоции, и мелодией, которая обращается к интеллекту. В идеале они должны быть в равновесии, а не в доминации, поэтому музыка Моцарта универсальна. Она успокаивает, будоражит мозг, посылает ему определенные стимулы. Только тогда он начинает активизировать определенные участки, заставляет их реагировать. Благодаря таким занятиям мы заставляем мозг не просто воспринимать все, что происходит вокруг него, а именно разделять звуки. В методе «Томатис» используются только обработанные специальным образом (разложение на низкие и высокие частоты) оркестровые мелодии Моцарта, григорианское мужское или смешанное (мужское-женское) пение и вальс. Такая сборная музыка создается только в лаборатории благодаря наложению фильтров на обычную музыку. Таким образом, сама мелодия становится приятной уху.
Почему Вы выбрали именно этот метод для работы с особенными детьми?
Причины очень простые. В работе с детьми у меня есть «золотое правило» – не навредить. И метод «Томатис» очень удачно с этим правилом гармонирует. Второй аспект – у этого метода нет противопоказаний. Но все равно родители должны предупреждать о физиологическом или эмоциональном состоянии ребенка для того, чтобы мы могли корректно написать программу. В методе «Томатис» такая программа пишется индивидуально для каждого ребенка. И еще один очень важный пункт – это достаточно приятный метод. Он позволяет ребенку заниматься тем, чем ему нравится, слушая при этом такую музыку. Это очень комфортно для детей. Дискомфорт это может приносить только тем детям, которые не приемлют одевание наушников, но все равно со временем это проходит. Чтобы подготовить ребенка, мы советуем родителям дома надевать ему какие-то наушники. Поэтому, несомненно, метод «Томатис» имеет только положительные стороны, которые, конечно же, мы не можем не использовать.
Источник: http://www.likar.info/kids-health/article-66165-rabota-s-osobennyimi-detmi-metod-tomatis/