Друзья, надеемсяэтот список/тест поможет вам и вашим близким определить признаки нарушения проприоцепции, тактильных и вестибулярных ощущений. Отдельное спасибо директору по развитию нашего Фонда Ирине Сергиенко за «внеклассную» работу!

Первоисточник http://cherringtonsawers.com/tactile-vestibular-and-proprioceptive-senses.html

Скачать таблицы

Тактильные ощущения:

Наше осязание передаёт информацию с рецепторов в коже о температуре, текстуре, форме, размере, давлении, боли и прочем. Когда осязание работает верно, оно помогает ребёнку сделать всё что угодно, от застёгивания пуговиц вслепую до наслаждения от объятий родителей. Если тактильные ощущение неверно передают информацию, или же если эти ощущения слабо интегрированы с другими чувствами, то они могут причинить дискомфорт и/или проблемы с выполнением повседневных вещей.

Некоторые общие признаки ТАКТИЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ:

да

нет

проблемы с ношением одежды, ненависть к определённым текстурам или одежде    
избегает дел, где нужно испачкать и/или намочить руки    
истерики во время купания, чистки зубов, стрижки, подстригания ногтей    
перебирает еду, тошнит при съедании определённых продуктов    
чрезмерная реакция на боль (например, на маленькие ушибы и шишки)    
заниженная реакция на боль (не обращает внимания на болезненные ушибы и падения)    
не замечает остатки пищи на лице после еды    
тянет всё в рот    
проблемы с манипуляцией маленьких предметов    
раздражение или дискомфорт при поцелуях или обнимании    
не любит быть босиком    
склонность или потребность к тому, чтобы всё потрогать    
часто выглядит суетливым или очень активным    
плохая реакция на неожиданное или лёгкое прикосновение – может воспринимать их как “болезненные”    

 

Вестибулярное чувство:

Вестибулярная система отвечает за движение и баланс. Также она участвует в подавлении эмоций (т.е. в регулировке эмоций). Она имеет огромное влияние на повседневную жизнь. Это первая система, которая полностьб развивается в 12-24 недельно зародыше! Вестибулярная система помогает нам с балансом, координацией движений головы с помощью глаз, использованием двух сторон тела одновременно (двусторонняя интеграция), ощущением направления и скорости движения, и умением удерживаться в вертикальном положении.

Вестибулярная система отвечает на два простых вопроса: Где верх? и Куда я иду?

Эта система работает 24/7 на подсознательном/подкорковом уровне — когда она работает правильно, она освобождает остальную центральную нервную систему (ЦНС) для высшего когнитивного/исполнительного функционирования, планирования движений и т.д.

Вестибулярные рецепторы расположены во внутреннем ухе (3 полукруглых канала). Они дают нам ценную информацию о движении (линейное, повороты), балансе, положении тела, гравитации и вибрации. Вобщем, вестибулярная система очень похода на точный внутренний GPS, который поддерживает ориентацию головы и тела во времени и пространстве в паре с визуальной и слуховой системами.

Общие признаки НАРУШЕНИЙ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА:

да

нет

проблемы с вниманием    
проблемы с выполнением инструкций    
задержка некоторых речевых навыков    
плохой контроль глаз (могут быть проблемы с ранним чтением)    
эмоциональная нестабильность    
проблемы с координацией, неуклюжесть, столкновения с людьми/предметами    
плохой контроль осанки (например, падает со стула)    
слабые мышцы тела    
плохая зрительно-моторная координация    
плохой баланс, неуверенная походка по неровным поверхностям    
плохое осознание тела    
неуверенность движений (“очень осторожный”)    
паника при поднимании в воздух/вращении/переворачивании вверх ногами    
дискомфорт при наклонении головы назад (например, в ванной, чтоб помыть волосы)    
отказ играть на площадке (например, качели) или избегание спорта    
касание руками мебели при ходьбе, или опор на стенку для стабилизации приходьбе    
боязнь спуститься ВНИЗ по лестнице    
приседает к земле, чтобы не упасть. Даже когда в безопасной ситуации    
поиск интенсивных движений (бег, раскачивание, кружение)    
резкая реакция, когда ноги находятся в воздухе, вне зависимости от высоты    
может не замечать опасности высоты и движущихся предметов (бесстрашие)    
не тошнит/не кружится голова после долгого вращения    
тошнит/кружится голова даже после лёгкого вращения    
легко становится плохо/тошнит в машинах, лифтах, американских горках    
проблемы с двухсторонней интеграцией – тяжело заставить обе половины тела работать вместе    
нет преференции руки к 3м годам (правша/левша); проблемы с пересечением центральной линии    

 

Проприоцепция:

Слово “проприоцепция” происходит от латинского слова “proprius”, что значит “собственный”. Это означает наше СОБСТВЕННОЕ ощущение тела. Проприоцептивная информация приходит из рецепторов в мышцах, суставах и костях – ничего из этого не является сознательным процессом. Мы не ДУМАЕМ о том, в каком положении находятся наши руки и ноги. Но если вы закроете глаза, то сможете точно сказать в какой позе находится ваше тело (например у вас скрещены ноги, рука подпирает голову чтоб не уснуть при чтении этого!).
Этопроприоцепция. Эти рецепторы из мышц и суставов информируют нас, дают нам Осознание Тела и информацию о том, как мы двигаемся.

Проприоцептивная система расположена в мозжечке, и работает вместе с вестибулярной и тактильной системами. Проприоцепция наиболее активна во время “тяжёлой работы”, например упражнений на сопротивление, активное участие мышц. Эти ощущения могут успокоить и организовать мозг/ЦНС, и являются очень важными при регуляции эмоциональных реакций на подаляющие сенсорные ощущения ребёнка с сенсорными проблемами.

Общие признаки НАРУШЕНИЙ ПРОПРИОЦЕПЦИИ:

да

нет

плохое моторное планирование/осознание тела, позиции тела    
не достигает моторных умений соответственно возрасту    
продолжительная ходьба на носочках    
жевание одежды, ниток, карандашей, игрушек, жвачки    
слабые мышцы, легко устаёт, плохая выносливость    
плохая осанка; горбится; сидит на краю стула опираясь на ноги    
постоянный поиск всех видов движения/прыгания/врезания в предметы    
нужда быть крепко обнятым (или наоборот, избегание прикосновений или обнимания)    
проблемы с двухстороннейкоординацией/последовательностью(секвенсированием)/ритмом/неуклюжесть    
движения плохо скоординированы, жесткие или болтающиеся    
плохой баланс в движении – легко падает    
желание побороться/потолкаться    
постоянно разливает, разбивает вещи (слон в почудной лавке)    
держит карандаши слишком слабо или слишком сильно    
проблемы с выполнением инструкций к физическим упражнением или копированием движений    
нужно посмотреть глазами перед тем как изменить положение тела/части тела    
неуклюжий, часто падает, весь в синяках и ссадинах    
тенденция контролировать или быть лидером игры чтобы избежать надобность имитировать движения, выполнять инструкции, правила игры и тд.    
избегает спорт или занятия, где нужно правильно подгадать момент (например, футбол)    
проблема с оцениванием расстояния или собственной силы – частые инциденты с толканием/ударами    
проблема с градацией движений – “слишком мягко или слишком сильно” – шаркает или топает ногами при ходьбе