Родители детей с аутизмом разоблачили подделку документов Министерством здравоохранения, в результате чего было сокращено финансирование программы лечения на 70%. Также Минздрав закупает препарат, который детям до 18 лет вообще нельзя употреблять. Инструкцию к психотропному препарату «риспетрил» было изменено, в результате чего из инструкции исчезло предостережение к приему детям и появилось показание к аутизму.

«18 миллионов гривен — такая настоящая потребность в финансировании лечения детей с аутизмом на 2015 год, которую предварительно было собрано из регионов. Именно эта цифра стояла в паспорте бюджетной программы на момент подготовки документов. Но когда документ пошел дальше — несколько внутренних страниц было заменено, в результате чего потребность и, как следствие, финансирование сократили до 5 миллионов», — возмущается Евгения Паничевская, глава «Ассоциации родителей детей с аутизмом», которая является членом постоянной группы МЗ Украины по вопросам профильного сопровождения закупок лекарственных средств для детей с расстройствами спектра аутизм. «Для ребенка, который не может учиться без необходимой медикаментозной поддержки, это означает закрытые двери школы и отсутствие будущего».

Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Дети с аутизмом способны к обучению, но некоторым из них нужны медицинские препараты, которые помогают им концентрироваться, преодолевать поведенческие особенности, контролировать судороги. Без этих препаратов ребенок вынужден сидеть дома и, как следствие, не иметь возможности учиться, социализироваться и общаться со сверстниками. Он становится изгоем.

Программа закупок медпрепаратов по аутизму — единственная в Украине программа по детской психиатрии, которая финансируется государством. Это также единственная программа, которую сократили в рамках программы «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах детей до 2016 года». Это единственная программа, средства которой пойдут на закупку за государственные средства психотропного препарата, который детям употреблять нельзя.

«Препараты для Влада очень дорогие — около 500 гривен за баночку, поэтому мы пользуемся государственной программой», — рассказывает Наталья Сергейчук, мама 8-летнего Влада. «Но давать ему сильный психотропный препарат, действие которого не исследовалась на детях, я не хочу! Мой сын ходит в школу, ему нравится учиться, у него появились друзья. Но я не знаю, чем грозит Владу прием препарата, действие которого на детях не исследовалась. Чьи-то корыстные интересы могут поставить крест на жизни и здоровье моего мальчика!»

В этом году впервые на заседании Комитета ООН по правам инвалидов заговорили об аутизме в Украине. «Минздрав отчитался об успехах и даже готовности увеличивать программу закупки препаратов, включая потребности взрослых с аутизмом. Но завтра чиновники Минздрава, которые занимаются подделкой документов, сядут за решетку — мы будем подавать иск в прокуратуру и сопровождать этот процесс публично, в том числе на сессии ООН», — заявила Инна Сергиенко, консул «Аутизм-Европа».