24 октября в Министерстве образования и науки Украины состоялось заседание экспертно-консультативной рады по вопросам аутизма. За круглым столом участники обсудили всю выполненную с момента основания рады работу и запланировали дальнейшие действия по развитию системы получения образования детьми с РАС.

Одним из главных на повестке дня стал вопрос внедрения в образовательный процесс ребёнка с аутизмом ассистента, который бы всё время присутствовал на занятии. «На первом этапе мы предлагаем хотя бы легализовать право родителей привести своего ассистента, не обязательно имеющего специальное образование», — предложила Консул «Аутизм Европа» Инна Сергиенко.

Таким образом, в результате рассмотрения предложений всех членов рады, эксперты выделили такие направления в своей дальнейшей работе:

  • законодательный;
  • просветительский.

В первом направлении предусматривается составление списка необходимых специальностей педагогов для аутистов, разработка методических рекомендаций с учётом таких специальностей, содействие принятию законопроекта по дошкольному образованию и др.

«Аутизм на сегодняшний день не является приговором, ведь можно придумать такой маршрут, когда ребенок может переходить от низшего уровня к высшему. Образование должно учитывать бытовые, социальные компетенции, умение проводить досуг и закладывать начало формирования профессиональных компетенций. Это значит, что необходимо расширить спектр выбора детьми учебных предметов. Также мы предлагаем создавать учебные программы и опорные пункты – ресурсные и консультативные центры при НРЦ или при дошкольных заведениях, или при общественных организациях», — отметила на заседании Екатерина Островская, доцент кафедры психологии Львовского национального университета им. И.Франка, Глава центра поддержки лиц с аутизмом «Відкрите серце», г.Львов.

Глава правления БО «Школа-сходинки» для детей с аутизмом Наталья Андреева отметила важность сотрудничества по проблеме аутизма МОН и тех не государственных организаций, которые имеют многолетний опыт работы и на сегодня являются наиболее эффективными в организации психолого-педагогической коррекции детей с РАС и помощи их семьям.

«Члены Ассоциации родителей детей с аутизмом в течение лета провели ряд встреч, которые позволили проанализировать ожидания родителей и потребности детей с особыми образовательными потребностями, как участников инклюзивного процесса. Мы собрали и проанализировали опыт реальных семей и детей, продумали ближайшие шаги, которые позволили бы сделать инклюзию положительной и востребованной формой получения образования. Основной вывод нашей работы — спектр аутизма предполагает спектр возможностей получения образования. Единой формы обучения быть не может. Но может быть понимание сути проблемы, подготовка квалифицированных кадров и желание государства  дать детям с аутизмом возможность жить и учиться. А родители готовы стать полноценными участниками этого процесса», — заявила Глава Ассоциации родителей детей с аутизмом Евгения Паничевская.

Касательно второго направления работы эксперты приняли решение о системной информационной работе с представителями государства, в регионах, где занимаются реабилитацией аутистов, и среди обычного населения.