Сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Эрц (Израиль) совместно с Центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» г. Москва на базе Центра социальной помощи и реабилитации детей с аутизмом «Особое детство»  г. Днепропетровск реализует проект по подготовке специалистов для работы с детьми с аутизмом методом АВА (Прикладной Анализ Поведения)

 

Очные сертификационные курсы 

АВА — Прикладной Анализ Поведения — это научная дисциплина, которая изучает поведение и влияет на поведение посредством изменения факторов в окружающей среде. На основе изучения поведения и законов его обучения, в АВА разработана эффективная образовательная и коррекционная методология, применение которой позволяет обучать детей с нарушениями развития (аутизмом, умственной отсталостью, дислексией, и другими расстройствами). Эффективность применения поведенческих методов доказана в научной литературе, и является одним и наиболее распространенных методов коррекции аутизма.

Как метод коррекции аутизма, поведенческая терапия АВА представляет собой интенсивную обучающую программу, целью которой является развитие отсутствующих навыков, таких, как навыки общения и социального взаимодействия, навыки вокальной речи, навыки самостоятельности и самопомощи, и другие. Также поведенческий подход является эффективным методом коррекции нежелательного поведения, такого, как агрессия и самоагрессия, отказ от сотрудничества, проблемы со сном и с питанием, продолжительные истерики и стереотипии. Методы поведенческого вмешательства, которые применяются для коррекции аутизма, могут также применяться в реабилитации детей и взрослых с другими расстройствами — гиперактивностью и дефицитом внимания, синдромом Дауна, умственной отсталостью, и для детей с нарушениями поведения.

Профессиональная практика специалиста по поведенческой терапии происходит на двух уровнях — на уровне тераписта/тьютора, и на уровне супервизора. Терапист АВА работает непосредственно с ребенком, и применяет поведенческую программу обучения в процессе интенсивных занятий один на один с ребенком. В рамки обязанностей тераписта АВА входит последовательное применение поведенческих методов, а также запись данных о прогрессе ребенка. Применять поведенческие методы обучения могут и специалисты в других областях (психологи, дефектологи, логопеды), а также родители ребенка.
Поведенческий специалист на уровне супервизора должен уметь не только применять поведенческие методы обучения и записывать данные, но и анализировать комплексное поведение, проводить оценку начальных навыков ребенка, выделять цели и приоритеты для работы и проводить тренинг персонала и родителей.

Международная комиссия по прикладному анализу поведения ВАСВ установила стандарты профессиональной практики в области АВА. Перечень профессиональных стандартов, на которых основывается профессиональная практика специалиста по Прикладному Анализу Поведения изложен в «Перечне задач поведенческого аналитика, 3-е издание» — BCBA® & BCaBA® Behavior Analyst Task List – Third Edition

Очная программа обучения в рамках проекта «Коррекционная работа с детьми с аутизмом на основе прикладного анализа поведения (теория и практика)» утверждена международной Комиссией ВАСВ, и соответствует предопределенным ею стандартам профессиональной подготовки к сертификационному экзамену BCBA®. Программа состоит из четырех курсов, каждый из которых охватывает определенное количество часов в областях, обозначенных в перечне стандартов профессиональной практики.

1. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) — Первый уровень Курс содержит концепции, принципы и процессы обучения поведения, определения и характеристики прикладного поведенческого анализа, а также представляет методы изменения и коррекции поведения.

2. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) — Второй уровень Курс содержит методы оценки и анализа речевых навыков, а также методы определения целей поведенческой интервенции и стратегии тренинга персонала и родителей.

3. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) — Третий уровень Курс содержит методы оценки поведения, отслеживания изменений в поведение, графическое изображение данных и методы интерпретации данных. Кроме этого, курс содержит этические стандарты и различные методологии обучения

4. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) — Четвертый уровень Курс содержит современные методы и темы в поведенческом анализе, включая терапию аутизма, методы инклюзии, дополнительные методы измерения и проведения эксперимента, а также этические стандарты профессиональной практики.

Базисные принципы Прикладного Анализа Поведения (АВА) и процедуры для изменения поведения

Учебная программа

Автор курса и лектор: Юлия Эрц Нафтульева, МА, ВСВА

Содержание курса: 8 обучающих разделов, содержащих лекции, презентации Power Point, видеоролики, и вопросы для активного участия слушателей (Active Student Responses). А также двухдневный практический тренинг. Всего 55 академических часов.
Письменный экзамен

Описание курса: Курс «Базисные принципы Прикладного Анализа Поведения (АВА) и методы работы с детьми с диагнозом РДА » включает основные характеристики методики АВА для работы и обучения детей с аутизмом, историю развития данной методики, и применения базисных принципов прикладного анализа поведения для коррекции поведения, методы обучения, методы оценки мотивационных факторов, сбор и регистрация данных, а так же вопросы профессиональной этики.

Содержание лекций:

Введение

Что такое АВА?

Применение АВА терапии в реабилитации детей с аутизмом

Поведение и окружающая среда

Определение поведения и реакций

Определение стимулов в окружающей среде

Базисные принципы обучения

Парадигма оперантного обусловления

Поведенческая программа раннего интенсивного вмешательста для детей с аутизмом

Особенности обучения детей с аутизмом

Разновидности обучающих программ

Этапы работы по программе АВА.

Базисные методы обучения

Определение мотивационных факторов

Правильное использование инструкций

Использование подсказок – Prompting

Формирование поведения – Shaping

Обучение цепочек поведения – Chaining

Различие стимулов – Discrimination training

Обучение с помощью отдельных блоков – Discrete Trial Teaching

Случайное обучение – Incidental Teaching

Правильное использование процессов усиления поведения

Мониторинг и запись данных в таблицы

Процедуры для уменьшения и коррекции нежелательного поведения

Ознакомление с функциональным анализом поведения

Анализ записи данных

Проактивные методы коррекции

Процедуры дифференциального усиления

Реактивные методы коррекции

Правила профессиональной этики.

Определения и характеристики дисциплины АВА

Развитие поведенческого анализа

Экспериментальный Анализ Поведения

Ключевые события в истории

Прикладной Анализ Поведения – определение

7 характеристик АВА

Стандарты профессиональной практики в области АВА

Достижение необходимого уровня компетенции

Обязанности практикующего специалиста в области АВА

Практический тренинг

В рамках обучения на курсе проводится также практический тренинг в объеме 14 часов.

Участники очного обучения по АВА терапии получают большой объем теоретических знаний — о том, как применять подсказки и поощрения, как правильно давать инструкции, как применять метод обучения «Отдельные блоки», «Случайное обучение», «Формирование поведения» и другие. Но практика поведенческого анализа показывает, что данные знания необходимо уметь применять на практике, для того чтобы процесс обучения в АВА программе проходил максимально эффективно. Отсюда, участники тренинга, разделившись на команды, учатся выполнять упражнения по поведенческому протоколу индивидуальной программы АВА.

В тренинге участвуют дети с диагнозом «Аутизм» или РАС — 3-4 ребенка, возрастом до 6 лет. Для каждого ребенка проводится начальная оценка навыков, и выделяются цели для обучения. На основе выбранных целей подбираются соответствующие методы обучения или коррекции поведения, из которых выстраивается поведенческая программа обучения.

Участники тренинга делятся на команды по 4-5 человек. Каждая из команд должна ознакомиться с программой одного из детей, и в процессе тренинга научиться выполнять все упражнения в программе, правильно используя поведенческую методологию обучения.

1 курс начинается в июне 2013

Курсы будут проходить на базе Центра социальной помощи и реабилитации детей с аутизмом «Особое детство» Общественной организации Общество помощи детям с аутизмом «Особое детство».

По окончании программы студенты имеют право сдавать экзамен для получения Международного Сертификата ВСВА.

Стоимость одного  курса 400 дол.

Регистрация и подача аппликационной заявки не позднее 1 мая 2013 года.

Количество участников в группе 20 человек.

Менеджер проекта Мигулёва Светлана, контактный телефон +38 067 563 92 89