В украинских школах начали появляться инклюзивные классы для детей с различными заболеваниями.

Для родителей первоклассников наступила «горячая пора». Ведь с 1 апреля школы начали массово набирать малышей в 1-й класс. Однако если обычного ребенка устроить в школу проще простого, то с особенными потребностями (с ДЦП, аутизмом и т.д.) — весьма проблематично. В мире эту проблему решают создавая т.н. инклюзивные классы в обычных школах, где здоровые дети учатся вместе с «особенными». В Украине же инклюзивное образование только развивается. Так, на сегодня в Киеве существует всего лишь 16 таких школ. Одна из них — школа №168, где учатся дети с ДЦП.

«На уроках в инклюзивных классах, кроме учителя, присутствует и его ассистент. Он, если нужно, объясняет материал «особенным» ученикам или помогает писать тем, кому это делать сложно. Еще есть няни, которые помогают им выйти в уборную или решить другую проблему, — рассказывает завуч школы Лариса Шевчук. — Также для таких учеников проводятся занятия с психологом и логопедом». Приблизительно так же устроен учебный процесс и в других инклюзивных школах. Но иногда ассистента педагога заменяют либо школьный логопед, либо психолог, либо даже родители. Ну а плюсы инклюзивного образования — очевидны: «особенные» школьники учатся, как вести себя в социуме, а окружение здоровых детей стимулирует их развиваться.

НЕ ДЛЯ ВСЕХ. «Если ребенок не получит поведенческую коррекцию до школы, т.е. не привыкнет к коллективу, то пусть даже у него достаточно высокий уровень интеллекта, ему все равно будет очень сложно учиться. Поэтому малыш должен походить в специализированный детсад или обычный детсад с инклюзивными группами», — советует родителям директор школы-сада «Ребенок с будущим» для детей с аутизмом Наталья Стручек.

Кроме этого, есть еще один нюанс. Несмотря на то что родители сами могут выбирать, куда отдавать своего ребенка, независимо от заключения специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (ее проходят на базе районных и городских управлений образования), эксперты все же советуют им хорошо все обдумать, прежде чем вести его в инклюзивный класс. «Если нарушения большие и ребенок будет чувствовать, что сильно отстает от всех, то это может только усугубить ситуацию», — говорит директор еще одной школы с инклюзивными классами №231 Игорь Маматказин.

СЕГОДНЯ