ПОМОГИ СВОЕМУ РЕБЕНКУ САМ

 

Рабочее пособие для развития способностей детей с аномалиями развития.

Составила Подмогильная О.Б.

1998 г.

 

 

“Прочитал – хорошо, но самое главное – ДЕЛАЙ”.

П.Иванов, “Детка”, п. 11

Когда в семье случается несчастье — ребенок с аномалиями развития, родители получают неизгладимую душевную травму. Первая родительская реакция – это большое желание помочь любой ценой, в буквальном смысле слова, своему малышу. Обращаются к врачам, дефектологам, логопедам, экстрасенсам и забывают, что первый, кто должен помочь – это самый близкий человек. Прежде всего должны быть установлены благоприятные для занятий связи между ребенком и его матерью и отцом. Предлагаемые упражнения способствуют установлению взаимопонимания и доверия, и являются домашним помощником при работе со специалистом. В разработке использовались рекомендации Э.Сегена, Ф.Фребеля, И.Песталоцци, И.Соколянского, А.Мещерякова, М.Зеемана, О.Ляпидевского, П.Иванова, А.Кравченко и др.

Я намеренно избегала специальной терминологии, чтобы желающие практически помочь своему ребенку родители смогли как можно быстрее освоить основные навыки и приступить к занятиям.

Прежде, чем приступить к любому занятию с аномальным ребенком, родитель обязан многое знать и понимать.

Исходная точка – это Ваша любовь к этому ребенку. Но эта любовь пока что с постоянной болью в области сердца.

Рассмотрим этот вопрос “Почему же нам так больно?”. Да потому, что наш ребенок многого не умеет из того, что умеют обычные дети. К тому же, природой созданы многочисленные барьеры на пути освоения этих умений. Но “барьер” – это не “стена”. Нужно научиться их (“барьеры”) преодолевать. Лучше всего, если это начинают делать в раннем возрасте (от 2-3-х лет). Но наша жизнь такова, что ни диагноз, ни способы эффективного лечения установлены не бывают. У родителей годы (золотые годы для занятий) уходят на споры, доказательства чего-то. Каждый из пап и мам, я уверена, оглядывается назад и видит только слезы и горе отчаяния. А должна была быть сказана не хитрая фраза: “Да, Ваш ребенок болен, но еслиВы будете с ним работать, имеете шанс максимум приблизиться к норме. Ваше и его будущее – это совместный труд”. Но вряд ли кто это слышал.

Родители, перепробовав килограммы медицинских средств, отказываются от них, десятки раз посетив “ясновидящих”, скеп­тически на них смотрят.Что же остается? – Дефектологическая помощь. Но она только до 8 лет. И то, она настолько не эффективна, что каждый, кто через нее прошел, знает это. Вспомогательная школа представляет сокращенный вариант общеобразовательной программы. Но прежде, чем штурмовать “высоту”, нужно пройти “склон”. А “склон” выпадает из поля зрения. И, таким образом, получается “необучаемый” ребенок. Если Ваше дитя оказалось в подобной ситуации, то считайте, что это неверный диагноз. Он обучаем, только не единственным навыкам читать и писать, а различным другим, которые п дальнейшем ему помогут научиться и писать, и читать.

Прежде всего, мы должны научить ребенка воспринимать окружающий мир. Т. е. нужно дать возможность воспринимал, его (мир) всеми анализаторами: слуховыми, зрительными, обаятельными. Дать ощущения тепловые, вибрационные, мышечные, тактильные и др. Мы должны создать “букет” ощущений. Чтобы единовременно ребенок воспринял как можно больше. Очень много в этом отношении сделала итальянский педагог Мария Монтессори. Она разработала пособия и упражнения для тренажа различных ощущений. Я больше работала с развитием зрительного восприятия и установлением “рабочего” контакта с ребенком, а затем использовала разработки Монтессори.

Родители, собравшиеся помочь своему ребенку, прежде всего, должны освоить максимум практических навыков из области дефектологии, постоянно пополнять свои знания. Необходимо научиться внимательно, наблюдать за своим ребенком и замечать малейшие изменения в его поведении. Задача минимум – улучшить состояние ребенка, задача максимум — приблизить его к норме. Это очень сложный путь. Но ставший на этот путь не пожалеет о своем решении. Родитель будет расти вместе со своим ребенком. Любое новое проявление, особенно под воздействием упражнений, есть выражением душевного роста Вашего дитя. А воспитание души – это основная цель занятий.

Необходимо сформировать свое отношение к ребенку таковым: со слепыми детьми – занимаются, с глухими – занимаются, со слепоглухонемыми занимаются – и достигают замечательных результатов! Ваш ребенок только не наученвидеть, слышать и ощущать. Исходя из этого нужно работать с ним.

Очень важен контакт родителей с ребенком. Должно произойти как бы взаимопроникновение. Но при этом родитель должен каждое движение своего дитя точно анализировать, предвидеть, корректировать. Эта возможность приходит с опытом. Ни в коем случае не заблуждаться и не приписывать лишний смысл действиям ребенка, чтобы не оказаться в плену своих иллюзий. Чтобы передать ребенка другому человеку для занятий, необходимо, чтобы психика его была настолько устойчива, что не даст регрессивного эффекта. Этого родителю нужно постоянно бояться. Поэтому на первых этапах необходимо поднять общий уровень психики, затем пользоваться дозировано присутствием педагога. Иначе можно потерять все. К тому же, нужно помнить, что уровень развития культуры нашего общества таков, что Вы еще долго будете себя чувствовать изгоями. Педагоги-дефектологи исходно считают “отказников” неизлечимыми – отсюда соответствующее отношение. Поскольку мозг аномальных детей развивается неравномерно по отношению к нормальному, то его необходимо развивать в различных направлениях. Накопление большого количества “неприятностей” устрашает, а затем ставит “барьер” на пути восприятия. Затем формируется тяжелое состояние – отсут­ствие необходимости воспринимать. Нет необходимости – и так хорошо. Теряются все или почти все имевшиеся ранее навыки.

“Материал для ума добывается через ощущения. Забо­левания мозга неминуемо сказываются на здоровье души, поэтому в воспитании все следует приспосабливать к чув­ствительности организма” (Я.Каменский).

“Необходимо научить детей внимательно всматриваться в предметы, научить не только думать, а и созерцать, причем созерцать даже раньше” (К.Д.Ушинский).

Нужно разбудить внутреннюю потребность к восприятию внешней среды. Уметь различать – характерная черта мыш­ления. Различать – это значит группировать. Нужно научить правильно сравнивать и группировать. В ходе занятий ребенок учиться устанавливать определенный порядок вещей, на чем будет основываться его будущий умственный рост, чтобы включились его внутренние механизмы самосовершенст­вования.

Разум во многих случаях бесполезен при отсутствии прак­тики. Практика – есть упражнение. Посредством повторных упражнений происходит постоянное уточнение различающего восприятия.

“Воспитание – это движение от нерасчлененного к расчле­ненному, от единичного к общему” (Й.Песталоцци). “Всегда можно достичь изменений к лучшему, благодаря пластичности нервной системы, лишь бы были для этого условия” (И.П.Павлов). Задача родителей создать для этого условия.

“Существует определенное количество материалов, доста­точных для культурного развития ребенка. Дидактический материал является побудителем к саморазвитию” (М. Монтессори).

 

Основные принципы занятий:

  1. Регулярность – в одно и то же время. Занятия включаются в общий биоритм организма ребенка.
  2. Целенаправленность – готовимся к решению более сложной задачи.
  3. Дробим необходимый навык на мельчайшие звенья и добиваемся на каждом участке положительного опыта. Положи­тельный опыт – есть приобретенный ребенком навык (по А.М.Кравченко).
  4. Лучше начинать цепочку со звена — навыка имеющегося у ребенка в данной области, пускай он даже очень примитивен, или пассивного навыка.
  5. Приобретенный навык должен поддерживаться так долго, пока Вы не убедитесь, что это уже багаж ребенка. Т. е. необходимо регулярно (не обязательно каждый день) возвращаться к приобретенному навыку, иначе может произойти его утрата. А восстановление утраченного навыка происходит с большим трудом.
  6. Формирование навыка всегда должно лежать на пересечении нескольких видов информации о нем.
  7. Во время занятий постоянно привлекать внимание ребенка.
  8. Ребенок должен встречать любовь и доброе отношение к нему.

Я хочу описать способ занятий с аутичным ребенком, который условно назову “Способ лото”. К нему я пришла в результате многочисленных несколько летних попыток добиться положительного эффекта в занятиях общепринятыми способами. Работая над литературой, я пришла к выводу, что предлагаемая система может быть использована в занятиях с детьми с разными аномалиями развития.

“Способ лото” исключает давление на ребенка и позволяет установить с ним контакт на адекватном уровне. Кто пытался заниматься с такими детьми, тот знает, что у них нет вынос­ливости к занятиям. После 2-3 минут ребенок бросает предлагаемые ему предметы для занятий. Имея даже высокие определенные способности, обучаемый не готов психоло­гически вынести даже самую простую учебную нагрузку.

“Способ лото” – это набор таблиц, который дает возможность обучиться выполнению задачи от самой простой до задачи, которая под силу нормально развитому ребенку. Первое, чему нужно обучить – это навыку установления карточки на нужное место. Используем табл. № 1 – цветные кружочки. Что должен уметь ребенок?

  1. Держать в руках кружочек;
  2. Положить на необходимое местосоотнести с таблицей.

Для этого: берем за запястья ручку ребенка и переносим ее на нужное место с комментарием: “Это синий кружочек… и т. д ” Как только начинает получаться задание на 70%, т. е. с некоторыми ошибками, нужно переходить к таблице с животными, фруктами, овощами. Не нужно пренебрегать этим моментом при видимом высоком уровне развития ребенка Нужно на этом простом занятии потренировать его учебную выносливость. Сделал сегодня 1 раз – хорошо, молодец, завтра 1 раз + 1 раз таблица с животными, послезавтра 1 раз кружочки + 1 раз животные + 1 раз фрукты и т. д. При этом похвала и как бы “безразличие” – ну сделал – спасибо, молодец, свободен.

 

Итак, основные этапы:

  • Простое соотнесение картинки и изображения на таблице. Ребенок учиться сравнивать, соотносить изображения карточки и таблицы. Обучающий, если у ребенка нет навыка, дает ему одну карточку, берет ручку за запястье и кладет ее на соответствующее место. Ребенок должен этому быстро научиться, т. к. визуальное восприятие более простое по сравнению со слуховым. При этом постоянно доброже­лательным тоном в привычной для ребенка форме называется изображенный предмет. Подача последующей карточки вырабатывает навык участия в определенном процессе. Обязательно выполнение задачи фиксируется словами: “правильно”, “неправильно”, “да” или “нет”. В случае правиль­ного выполнения: “а, ну-ка, присмотрись повнимательнее”, “давай поищем” и лишь после нескольких неудачных попыток помочь или подсказать (“посмотри это рядом с …”). Научиться радоваться каждой правильной попытке ребенка и поощрять его словами: “умница”, “молодец”, “сегодня намного лучше”, можно поцеловать. Вообщем, поднять эмоциональную значимость победы.
  • Сделать контурные рисунки с карточек и предложить ребенку для раскладки. Если появятся трудности, нужно объяснять ребенку, что это тот же предмет или обратить его внимание фразой “это же козочка, правда?”. Но разъяснения ключевой роли здесь не играют, т. к. включается принцип “многократного присматривания”. Обучаемый каждый день будет отыскивать сам те детали, по которым соотнесет карточку с картинкой таблицы.
  • Узнавание по деталям. С контурного рисунка снимаются лишь детали и предлагаются для соотнесения с цветной таблицей. П. 2 и п. 3 развивают абстрактное мышление, узнавание не по цвету, что есть самой простой задачей.
  • Изготовляем таблицу с ячейками по размеру картинок на основной таблице. Вписываем в ячейки печатными буквами названия изображенных предметов. Изготовляем к таблице карточки. По принципу “многократного просматривания” ребенок начинает со временем правильно ложить слово карточки на слово таблицы. Только обязательно нужно произносить слово вслух. Можно дать ребенку молча положить карточку, а слово произнести, если задача выполнена верно. Неправильно положенная карточка не находит словесного оформления, и обучаемый сам убирает ее. Это начало глобального чтения, т. е. чтения словами.

5) Игра “фотограф”.

Попробуем выложить цветные карточки в правильной последовательности, задавая начало какой-нибудь из карточек. Делаем это 2-3 раза. 100%-ное выполнение не обязательно.

     6) Перекладываем цветные карточки в таблицу со словами. Ребенок должен понять, что данному слову соответствует конкретный рисунок. Делаем это 2-3 раза. Затем карточки со словами перекладываем на таблицу с картинками.

Этим упражнением формируем зрительный образ слова. Т.е. понятие: каждый предмет имеет свое название. На это нужно обратить особое внимание, т. к. ребенок, выполняя сложные поручения, произнося фразы “не слышит” названий отдельных предметов. Видя предмет, не задумывается о его наименовании.

Обратите внимание на следующее. Если Ваш ребенокговорит, но речь эхолалична (повторяет окончания фраз и целые фразы) или стереотипна (объясняет свои потребности заученными фразами), нельзя считать (заблуждаться), что это речь в полном смысле слова. Но это есть навык “говорения”, к которому нужно относиться очень внимательно и нельзя его потерять, хотя и трудно сохранить. Профессор И.А. Соколянский – основатель педагогики для слепоглухонемых пишет, что при неблагоприятных условиях речь разлагается с невероятной быстротой и очень трудно восстанавливается, особенно у тех, кто раньше говорил.

 

Вывод:

а)лото использует и развивает визуальное восприятие и внимание, организует “кругозор”, учит всматриваться в предмет,

видеть его, фиксировать взгляд;

б)дает возможность точно выполнять задание руками, что дает возможность ими более свободно пользоваться;

в)дает сигнал к началу и окончанию работы над данной таблицей, а также ощущение победы по преодолению трудностей;

г) снимает негативизм по отношению к занятиям, что косвенно влияет и на установление контакта, взаимопонимания, вырабатывает усидчивость, учебную выносливость;

д) дало возможность выделить из “пугающего” непонятного окружающего мира отдельные и “совсем не страшные” элементы, на которые можно опираться;

е) ребенок приобретает возможность находиться в состоянии занятий до двух часов полноценно. В это время происходит то необходимое заполнение информационной пустоты, на которое он сам не способен; происходит тренировка различных анализаторов, общение со взрослым человеком;

ж) Видимая простота дает возможность неподготовленному человеку, используя комментарии к таблицам, заниматься с ребенком и добиваться результата.

Постепенно материал сортируется и распределяется так:

а)   для изучения цвета;

б)  для изучения цифр;

в)   для изучения животных;

г)   для изучения овощей, фруктов;

д)  для изучения окружающей обстановки;

е)   для изучения формы предметов;

ж)  для работы над небольшими несложными фразами;

з)   для развития навыка видеть целый предмет и его части и др.

Вводя новые виды занятий (складывание пирамидок, кубиков, нанизывание на иголку и др.), не связанные с лото, упор ведется на взаимопонимание, выработанное в ходе занятий лото. Лото – щадящая форма обучения для ребенка со сложной психикой, который очень ранимо, относится к вопросам типа “Где?”, “Покажи?”, “Скажи”. Но постепенное усложнение заданий к таблицам должно привести к ответам на эти вопросы. Для обучаемого на первоначальном этапе вопросом служит подача карточки, а ответом ее соотнесение с рисунком на таблице.

Дидактический материал, вообще, необходим не только для обучения, но и для выявления слабых мест, т. е. служит тестом. А знание “слабого” места уточняет направление работы.

С.С.Ляпидевский в книге “Нарушения речи и голоса у детей” в главах о сенсорном воспитании аномальных детей пишет “Часто необходимы поиски обходных путей, которые бы и обеспечили полноценное восприятие и дальнейшее воспро­изведение полученных знаний. Этими путями являются привлечение здоровых анализаторов, опора на сохранение функции и использование и развитие частично сохранившихся функций пострадавшего анализатора”.

Изболевшиеся душой родители, часто уже боясь нарушения покоя ребенка, приспосабливаются к его поведению, требования предъявляют со скидкой на то, чтобы не вызвать отрицательных последствий в виде необузданного гнева, агрессии. Но начав заниматься от одного раза раскладки карточек, постепенно требования будут усложняться, и приближаться к норме. В ходе занятий появляется как бы общая тема для разговора.

Заниматься нужно, пока ребенок не подает признаки усталости (исключая первые, вводные коротенькие занятия). После освоения первых этапов нескольких таблиц, осваиваем 2-й, 3-й и т. д. Сокращается количество таблиц, используемых за урок, зато расширяется время, уделяемое им.

Занимаясь с ребенком, нужно находиться в состоянии “азартного болельщика”, всей душой быть с ребенком, быть настроенным на “его волну”. Эффект достигается ежедневным занятием от 40 минут в начале до 1,5-2 часов в определенное время, лучше в утренние часы. Нужно выработать опре­деленный ритм в занятиях. Со временем у обучаемого при виде таблиц выработается готовность к выполнению задания. Т. е. дидактический материал служит побуждающим к действию началом.

Научитесь радоваться даже самым минимальным продви­жениям вперед. А может Вы откроете в ребенке новые воз­можности. “Радости” и “открытия” улучшат Ваше душевное состояние и дадут возможность полюбить по-новому Ваше дитя, за его, Вами же сформированные, достоинства.

Я рассортировала таблицы в отдельные пакеты.

Таблица клеится на картон, сзади из тонкой бумаги клеится карман или конверт для карточек.

 

“Цифры”

  • таблица с цифрами;
  • таблица со словами;
  • таблица с кружочками.

Работаем с ними по основным этапам.

  • карточки “цифра-кружочки”

Выкладываем карточки от 0 до 10. Даем карточки с цифрами и кружочками. Ребенок выкладывает вниз цифры, вверх кружочки. Цель – убираем основные двойные карточки – соотнесение количества кружочков с цифрой.

  • Изготовляем карточки – цифра под ней слово”. Отдельно изготовляем узкие полоски слов. Выкладываем цифры от 0 до 10 и глобально с помощью слов-полосок читаем. Убираем цифры с надписями и соотносим цифру и слово к ней.
  • домино, может быть обычным, а может быть изготовлено в увеличенном виде из картона. Начинаем с того, что кладем одну карточку, к ней подаем другую, и ребенок должен решить, с какой стороны ее положить, в дальнейшем даем 2 карточки.

 

“Цвет”.

  • Подбираем по 8 оттенков цветов. К ним по 8 дубликатов. В солнечный день раскладываем 8 карточек цвета, даем в руки дубликаты для соотнесения с основными.
  • Удержание зрительного образа. Берем 2 табуретки. Одну постепенно удаляем от себя с каждым занятием. На удаляемой лежат дубликаты. На рядом находящейся лежат основные карточки. Ребенку быстро показываем карточку и кладем ее обратной стороной. Это сигнал-требование к тому, чтобы был доставлен дубликат карточки с дальней табуретки. Правильное выполнение – способность удержания в голове зрительного образа карточки. Таким образом можно работать и с другими лото.
  • Таблица с разноцветными мячами. Это кружочки разде­ленные на 2, 3, 4 части и чистого цвета. Части окрашены в различные цвета. Соотносим вырезанные кружочки с кружоч­ками на картинке.
  • Таблица “ведерко-лопатка”.

В начале подбираем к ведерку чистого цвета лопатку чистого цвета. Затем усложняем задачу: наносим на закрашенное ведерко закрапление в виде точечек, цветочков, ободка, на ручку лопатки наносим отвлекающую полосу постороннего цвета.

  • Кружочки с закраплением в виде: волны, сетки, точек, снежинок, закрашенного круга, широкой полосы, тонкой линии, пересекающихся линий, штриховки из толстых линий, концентрических окружностей. Соотнести вырезанные кружочки с кружочками на таблице.

 

“Форма и размер”.

  • Таблица – черно-белое контурное изображение пирамидки, горизонтально выделено каждое кольцо. Из цветного картона вырезаем кольца пирамиды, каждое другого цвета, вначале соотносим цветные вырезанные кольца с таблицей При достаточном ознакомлении, работаем без таблицы. Выкладываем пирамидку по памяти.
    • На таблице изображенные наложением геометрические фигуры. Например: квадрат + треугольник + прямоугольник Вырезаем из цветного картона фигуры и предлагаем положить одну из них. С целью уточнения понимания поворачиваем таблицу другой стороной.
    • Берем альбом для рисования.

В нем на каждой странице делаем такие рисунки. Берем за основные элементы палочки, одна величиной с ученическую счетную, другая в половину ее величины. Вырезаем из цветного картона 10 палочек больших и 2 маленькие. На обложке – карман.

1- я     страница – контурное изображение из 2-х палочек: буквы Т, +, Г;

2 -я     страница – треугольник     , трапеция

3 -я     страница – квадрат    , буква П.

4 -я     страница – домик         (6 п.), солнышко (снежинка из 6-8 палочек):

5 -я     страница – лестница        (10п.);

6 -я     страница – прямоугольник       (2 + 2), буква Ш (4 п.)

 

После овладения навыков выкладывать картонными палоч­ками, ребенок без труда выкладывает предлагаемые новые изображения спичками.

  • На белый картон по краям укрепляем трафарет из синего картона с крупными отверстиями в виде равнобедренного треугольника, квадрата, прямоугольника, круга. Из разного цвета картона вырезаем под отверстия фигуры, например: розовый треугольник, зеленый квадрат, красный круг, желтый прямоугольник. Разрезаем на 2 равные части и предлагаем разложить. Это упражнение помогает тренировать чувство целостности формы предмета. Перед этим упражнением необходимо в отдельном занятии потренировать такое умение. Покупаем несколько видов линеек-трафаретов с геометрическими фигурами. Вырезаем из разноцветного картона эти фигуры и тренируем умение вкладывать в отверстия эти фигуры.
  • Занятия с картинкой “Елочка – собачка, домик”. Основную черно-белую таблицу клеим на картон. Таблицу, из которой сделаем карточки, клеим на картон и раскрашиваем. Раскра­шенных таблиц должно быть две. Первую цветную разрезаем по вертикальному пунктиру, вторую – по горизонтальному. Тренируем выкладывание на не цветную таблицу в разной последовательности полос. Например: подряд, со второй, с третьей и т. д. Убираем таблицу. Работаем без нее. Можно поиграть, начиная с любой полосы. Изготавливаем 3-ю цветную таблицу и разрезаем ее на прямоугольники, образованные на пересечении вертикальных и горизонтальных линий. Выкла­дываем их на основную таблицу.
  • “Плоская мозаика”. Прямоугольник расчленен на различные треугольники.

а) раскрашиваем в различные цвета треугольники на 2-х таблицах. Одна – основная, вторую разрезаем. Соотносим разрезанные треугольники с треугольниками на таблице;
б) Основная таблица – пунктирно изображенные треуголь­ники. На нее кладем цветные, не цветные – белые или из однотонного картона.

в) Прямоугольник разделен на фигуры неправильной формы без прямых линий.

Элементы основной таблицы раскрашиваем в различные цвета. Кладем на нее те же элементы из белого картона.

  • Таблица “Фрукты”. На ней отдельные элементы повторяются по несколько раз, что позволяет фиксировать взгляд в различных местах таблицы и переносить его (взгляд) в различных направлениях. Со временем можно пользоваться для “хитрого счета” – “яблоко, яблоко, яблоко…, вишенки, вишенки, вишенки”. Карточки изготавливаются цветные и не цветные. Работа с ними как обычно. Но можно с цветными поиграть так: построим вагончики к паровозику. Паровозик – карточка. Горизонтально выкладываем по одной карточке фруктов. Даем в руки все карточки и предлагаем пристроить к каждому паровозику “свой вагончик” вертикально.

Пальчиком показать только малинку, только сливку и т. д.

  • Таблица “Элементы окружающей обстановки”. В ней – посуда, инвентарь, мебель. К цветной таблице контурные, но не черно-белые, а цветные контура, карточки. Изготавливается к ней таблица с названиями предметов. Работа по основной схеме.
  • Лото с сюжетными картинками.

а)     Простые сюжеты.

Пошел мальчик в лес. А в лесу под деревьями растут грибочки. (Даем вырезанные из цветного картона грибочки по контуру изображенных на таблице). Один растет (кладет 1-й грибочек), второй, третий, четвертый. Стал мальчик собирать грибочки в корзинку. Один собрал (перекладывает из-под дерева на изображение в корзинке), два собрал, три собрал, четыре собрал. Четыре грибочка мальчик “собрал в корзинку”.

Пошел мальчик в сад, а в саду на дереве растут яблоки: красное растет (выкладывает вырезанное из красного картона), желтое, зеленое, розовое и т. д. Стал мальчик собирать яблоки в ящик: одно собрал (перекладывает на изображение ящика), два собрал, три собрал, четыре собрал. Четыре яблока собрал мальчик в ящик, а пятое маме отдал (дает маме оставшееся в руки).

То же о кустиках клубники.

                     “Полянка”. “Пошел мальчик в лес, а в лесу на полянке озеро, травка растет, елочка растет,грибочек растет, домик стоит, на небе тучка и солнышко светит”. Во время рассказа ребенок кладет контурные рисунки на цветные изображения таблицы.

Обязательно во время работы произносить одни и те же фразы. Иначе занятие не имеет смысла.

б)Лото с более сложными сюжетными картинками.

а)На цветные картинки кладем контурные. Комментарий каждый раз один и тот же.

б)Много контурных рисунков, изображающих различные действия в быту. Комментарий один и тот же.

Не нужно думать, что если с первого занятия ребенок не захотел выполнять действия с карточками, то это не возможно или не подходит ему вообще. Даже если он всплакнет, это не страшно. Постепенно негативная реакция уйдет. Даже если обучаемый расстроился при виде таблицы, то начав раскладывать карточки, он успокаивается уже на третьей, четвертой. Этот непростой момент нужно понять. Ребенок увидел нечто, что выходит за рамки привычной жизни, да еще хоть и не­большим насилием внедряется в его, им только выбранные рамки жизни. Поскольку психика на невысоком уровне, то достаточно лишь бросить взгляд на предмет насилия, чтобы войти в аффективное состояние, т. е. состояние, в котором ребенок вообще собой не руководит. Но доброжелательное отношение родителей, ласковая улыбка и первые шаги вместе с ним в освоении лото постепенно убирают негативную реакцию.

Контакт, установленный в ходе занятий по системе “Лото”, позволил без особого труда начать занятия физкультурой.

Эд.Сеген пишет: “Надо сперва мускульными упражнениями развить их двигательную способность, причем следует начинать с подражания, как пассивного упражнения, которое вызовет потом все виды произвольных движений”. А что делать, если нет подражания? Я давала пассивный навык. Брала резиновый бинт. На краях сделала небольшие петли, чтобы их можно было одеть на ручки или ножки и, если ребенок в положении лежа на спине, подтягивала его ноги вверх, в стороны, в виде ножниц. Для рук – движения вверх, вниз, в стороны, “ножницы” с надетыми на руки (зажатыми пальцами, точнее) петлями бинта. Стали появляться произвольные движения с бинтом, которые я старалась превратить в регулярное упражнение. Что же дал бинт? Бинт дал мышечные ощущения, а регулярность — закре­пила память на движения. Все упражнения делаются на счет 1 -10: начало 1, конец 10. Два сигнала. Вырабатываем стереотип выполнения упражнения.

На стене закрепляем гимнастическую палку с бинтом. Ставим ребенка, даем в руки палку. Делаем наклоны вперед. Сперва обучаемого наклоняем легким движением. Длина бинта должна быть такова, что в положении стоя, руки внизу с палкой, ребенок будет чувствовать напряжение бинта. Т. е. он должен постоянно испытывать эту небольшую нагрузку. Итак: 10 на­клонов вперед, — палка впереди, 10 наклонов вперед — палка на плечах сзади, 10 приседаний – палка впереди в руках. Берем небольшую гантелю – 0,5-1 кг. Упражнение “дровосек” -10 раз (ноги на ширине плеч, руки с гантелей вверху, — наклоны); сгибаем в локте по десять раз левую и правую руку с гантелей к плечу, крутим кистью с гантелей “пропеллер” по 10 раз каждой рукой; передаем прямой рукой в другую руку гантелю – 10 раз. В положении лежа, гантеля в руках на животе, поднимаем и кладем на пол за головой -10 раз. С 7 лет можно после тренажа маленькой гантелей перейти на 2-х килограммовую. Здесь важно понять, что это не просто тяжесть, а, сильное ощущение, в котором эти дети нуждаются. Сильное ощущение дает сильный сигнал в мозг.

Терпеливо помогаем ребенку делать движения, даже если Вам придется его полностьюсконструировать. Зато прийдет время и Вы почувствуете себя дирижером тела ребенка. Вы будете одни упражнения показывать, и он будет им подражать, а другие только напоминать каким-то жестом. Это ступенька к жестовому пониманию.

Мне хочется рассказать еще и о “Я-гимнастике”. Вначале я ее хотела назвать “хлопательной”, но затем назвала так. Очень трудно объяснить мало понимающему ребенку, что от него хотят. Его достоянием становится лишь то, что касается непосредственно. Поэтому я занимаюсь так.

Хлопаем в ладошки: ладошки родителя – 10 раз, в одну – одной рукой — 10 раз, другой рукой в эту же руку — 10 раз, тоже в другую родительскую руку.

Хлопаем ребенку по груди – 10 раз, ребенок — родителю –

10 раз.

Хлопаем по спине — 10 раз, ребенок — родителю — 10 раз.

Хлопаем ребенку легко по щекам – 10 раз, ребенок – родителю – 10 раз, ребенок – себе – 10 раз. Хлопаєм легко ребенку по ушам – 10 раз, ребенок родителю – 10 раз, ребенок – себе – 10 раз.

Дергаем за ушки легко ребенка -10 раз, ребенок – родителе 10 раз, ребенок – себя – 10 раз.

Большим и указательным пальцем сжимаем и разжимаем носик ребенка – 10 раз, ребенок – родителю — 10 раз, ребенок себе – 10 раз.

Открываем-закрываем глаза: вначале — пальцем и словесно оформляя, закрываем глазки ребенку – 10 раз. Здесь тот же принцип постепенного осмысления ощущения. Ребенок, глядя на Вас, со временем начнет Вам подражать и по словесному сигналу открывать-закрывать глаза.

Опишу опыт формирования навыка прыганья на одной ножке.

  1. Основная стойка, поднимаем ногу, согнутую в колене. Какое-то время делаем упражнение – хлопаем по колену – 10 раз для каждой ноги.
  2. Прыгаем на двух ногах. Когда становится видно, что ребенок способен по жесту или слову делать эти движения (“Прыгай!”), говорить, чтобы поднял ножку или показать жестом, и после этого сказать “Прыгай!”. Прыгать можно и держа ногу за ступню сзади. Предварительно дается навык держания ножки за ступню сзади.

Очень интересной является “пальчиковая гимнастика”. Вариантов ее множество. Если ребенок ничего не умеет пальчиками, то первые проблески проявления навыков произвольных движений дают незабываемые эмоциональные ощущения родителям. Например: “Пальчики здороваются”. Соприкасаются пальчики попарно правой и левой руки. Вначале, естественно, с помощью родителей. При этом одина­ково приговаривается: “Здравствуй, пальчик, здравствуй, хороший пальчик”.

Соприкасаются пальчики одной руки с большим пальцем и то же приговариваем. Когда пальчики начнут делать попытку самостоятельно поздороваться, нужно придерживать не участвующие в движении пальцы, чтобы они не мешали чистоте выполнения движения. Когда большой и указательный пальцы достаточно уверенно будут здороваться, фиксируем “колечко”. Говорим несколько раз – “Это колечко, сделай колечко”. Придерживаем руками, а затем ребенок сам его будет выполнять. Берем “колечки” на двух руках соединяем в “бинокле”. Подносим с комментарием – “Это “бинокль”, затем переносим его к своим глазам. Делаем из своих рук “подзорную трубу” и даем ребенку через нее посмотреть, смотрим с комментарием сами через нее.

Интересным для вырабатывания подражания и прочих навыков является упражнение “ладошки, кулачки, пальчики”. Умение хлопать уже есть, садимся друг напротив друга, между нами – поверхность (стола, табуретки). Говорим: “Стучим ладошками (10 раз), стучим кулачками (10 раз), стучим пальчиками (10 раз)”. Причем выполняем это вместе с обучаемым. Если нет навыка складывания пальчиков в кулачек терпеливо его складываем; то же и с пальцем.

Затем переходим на такое упражнение. Говорим:”Хлопаем ладошками”. Ребенок хлопает в Ваши ладошки (не забываем считать от 1 до 10). “Хлопаем кулачками”. Ребенок смотрит на Ваши руки, складывает в кулачки свои пальчики и хлопает о Ваши кулачки. То же указательным пальцем.

Из этих упражнений навыки: стучать в дверь, указательным пальцем можно в воздухе описать букву “О”. Заметите, что все чаще пальчик будет появляться, чтобы указать на какой-то предмет. Можно сделать без труда такое упражнение – повернули голову и левую руку налево: сжимаем-разжимаем пальчики в кулачке -10 раз. Тоже делаем с поворотом направо и правой рукой. Затем делаем это двумя руками.

Хочу обратить Ваше внимание на речевые упражнения. Они необходимы для одних детей, чтобы вызвать или восстановить речь, для других – чтобы тренировать слуховое внимание. Даже если ребенок не говорит, отмечалось значительное улучшение понимания речи в быту после нескольких месяцев занятий.

  1. Чередуем коротенькое четверостишье с другими стихами (через одно).

“Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко…”

“Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик…”

“Я люблю свою лошадку…”

“Зайку бросила хозяйка…”

“Я люблю свою лошадку…”

“Уронили мишку на пол…”

Стихотворение о лошадке должно прозвучать не менее 10 раз вперемешку с другими стишками.

  1. Без перерыва упражнения на высоту звука.

Распеваем:

 

 

 

 

 

 

Речевое упражнение лучше поставить на первое место, т. е. перед всеми остальными занятиями.

 

Элементы системы Монтессори.

В небольшие коробки или пакеты распределяем дидак­тический материал. Каждый мешок или коробка – это урок. В них может быть:

  1. Распускаем крупные или средние счеты, на цыганскую иглу с нитью не менее 30 см нанизываем косточки. Понятно, что это упражнение на выносливость и усидчивость.

Следующая нить 20 см – с бусами помельче косточек. Очередные несколько 10-сантиметровых нитей с бисером. На синей нитке – синий, на красной – красный и т. д. Учим не только одевать бусинку рукой на иглу, а и нанизывать ее с поверхности иглой. Здесь же и иголка с нитью. В какой-то момент Вы почувствуете, что обучаемый способен засунуть нитку в иголку.

  1. Мешок с пирамидками (2-3 пир.)

а)   Учим одевать на стержень кольца, соблюдая последовательность.

б)  На два стержня одеваем двумя руками в правильной последовательности кольца.

в)   Берем две табуретки. На одну кладем кольца от одной пирамидки и ребенок несет их на другой конец комнаты от места занятий. Зовем ребенка. Он подходит, быстро ему показываем кольцо, не более 2-3 секунд, убираем и говорим: “Принеси такое же”. При ошибочном выполнении снова зовем обучаемого и снова быстро ему показываем кольцо.

г) На подражание. Молча, на стержень своей пирамидки одеваем кольцо, ребенок должен сделать то же действие, с тем же кольцом. Принцип постепенного присматривания.

д) Входе обучения правильному складыванию пирамидки дать постоянные названия кольцам (“большое белое”, “малень­кое красное”). Называем этими названиями кольца и ребенок нанизывает их на стержень Реакция на слово.

е)   Разбрасываем кольца на полу и с помощью длинной палочки, не сдвигаясь с места, предлагаем достать кольца. Придерживаем ребенка, чтобы не двигался с места.

3) Мешок с кубиками. Учим складывать кубики “парово­зиком”, “башенкой”. Элементы крупного пластмассового конструктора сортируем по размеру, строя узкую и широкую башню. Можно сортировать по цвету. Но самое главное здесь навык пользования конструктором. Сжимание-разжимание ручного эспандера на счет 1-10, сжимание-разжимание упругого резинового мячика, катание ладонью по поверхности на счет 1-10 правой, левой рукой.

         4) Ящичек с деревянными кружочками, диаметр 5-6 см.

На них поклеены из наждачной бумаги средней “зернис­тости” геометрические фигуры так, что вокруг них есть еще 1,5­2 см свободной плоскости круга.

а) Обводим указательным пальцем вокруг фигуры вначале с ребенком, затем он привыкает делать это движение сам.

б)  Берем шариковую ручку и обводим с ребенком эти фигуры. Формируется навык обведения поверхности по внеш­нему контуру.

Берем линейку и вместе с ребенком проводим горизон­тальную линию. Постепенно уменьшая помощь, добиваемся самостоятельного проведения линии под линейку.

         5) Ящичек с материалами разной фактуры.

а)   Кусочки тканей 10×10 см от шелка до искусственой кожи (разные виды шелка, холст, фланель, гипюр, капрон, вельвет,

бархат и др.). Разная расцветка (клетка, цветок, горошек, волна и др.).

б)  На картон 15×5 см клеится гладкая поверхность и фактурная. Пальчиками проводим по поверхности и ком­ментируем: рифленная, пушистая, мягкая, жесткая и др. и все время сравниваем с гладкой.

в)   Несколько деревянных кругов 5-6 см в диаметре, по их диаметру вырезаем круги из разных номеров наждачной бумаги и клеим на их поверхность. Вначале сравниваем каждый круге кругом без наждачной бумаги, а затем все круги сравниваем с самым жестким.

       6) Ящичек с баночками, в которые на дно насыпаны: корица, гвоздика, кофе, какао, пахучие масла, чеснок, лимон и др. Даем понюхать ребенку. Не обязательно произнесение названия. Здесь важен сам процесс восприятия и осмысления запаха. Постепенно можно обучить открывать-закрывать баночки. Сюда же поместить просто бутылочки с интересными способами закрывания.

С мозаикой работаем так. На поле рисуем разными цветами направляющие полосы или клеим из тонкой бумаги и делаем отверстия. Например: с одной стороны – горизон­тальные линии (количество соответствует количеству цветов кнопок в мозаике), наклонные линии, квадратики с внутренним заполнением; с другой стороны – различные геометрические фигуры без внутреннего заполнения. После раскладывания ребенок обязательно должен сложить сам кнопочки в коробочки.

 

Еще хочу описать метод “Холдинг-терапии”. Это очень простой,, интересный и эффективный метод, но требует от родителей не ТОЛЬКО желания, но и физической выносливости.

Сажаем ребенка к себе на колени лицом к Вашему лицу и крепко прижимаем его к своей груди. Ребенок начинает сильно сопротивляться, вырывается из рук, но нужно вытерпеть хотя бы 0,5 часа. А затем увеличиваем время до 1-1,5 часа. Во время “холдинга” происходит прорыв мутичности неговорящего ребенка, из-за большой сопротивляемости ребенок может устать и просто по-человечески отдохнуть у Вас на плече. Во время “холдинга” можно начитывать стишки.

Трудность состоит в том, что ребенок прилагает необычайно большие усилия для того, чтобы вырваться из объятий родителя, он может кусаться, щипаться, выдумывать причины- хитрости, почему его должны отпустить. “Холдингом” нужно заниматься каждый день в течение года. Постепенно ребенок привыкает к этой процедуре. И, если раньше он почти никогда не садился Вам на колени, то теперь может к Вам сесть, как на очень безопасное место.

Сильное сопротивление еще можно объяснить и тем, что уровень развития психики еще таков, что любое прикосновение может казаться болезненным. Но после “холдинг”- терапийных занятий эти ощущения приближаются к норме, т. е. болез­ненность уходит. Родитель, занимающийся “холдингом” начинает ощущать потребность в таком контакте с ребенком, по-видимому ребенок начинает ощущать нечто похожее, что содействует установлению взаимопонимания, доверия. Особенно рекомендуется детям, у которых сильные негативные реакции на требования.

У “холдинга” есть противники. Но ни один из них не попробовал воплотить его в жизнь. Аномальным детям очень нужны “сильные” ощущения. “Холдинг”-терапия предоставляет их им. Некоторые специалисты считают, что “холдинг” можно использовать во время “плохого” поведения (гиперактивность, протест).

Для детей самое главное – холодная вода, их сознание раскрывается через нее. П. Иванов.

Еще одно “сильное” ощущение мне хочется описать. Это обливание холодной водой, хождение по снегу босиком. Можно обливать в ванной, на улице. Интересно, что это вызывает массу положительных эмоций, радости. Начинает появляться больше понимания в быту. Забавно наблюдать, когда мало что делающий самостоятельно ребенок, берет ведро, ставит его в ванну и открывает сам воду. Или услышав что-нибудь о том, что пора обливаться, настойчиво приглашает Вас его обливать. Отмечено исчезновение диатеза и улучшение аппетита, разнообразился рацион питания.

Упражнение на “удлинение мысли”, или “удержание образа”. Берем двойной набор предметов, один комплект кладем на табуретку и с каждым упражнением удаляем все дальше и дальше ее от себя. На короткое мгновение показываем предмет и просим принести такой же. Понимание инструкции вырабатываем, когда табуретка находится на минимальном расстоянии. Использовать можно цветные кольца, элементы конструктора, цифры, буквы, слова, картинки лото; по цветным картинкам приносить контурные и наоборот (по М. Монтессори).

Хотелось бы обратить внимание на “музыкальную терапию”. Родители обычно не придают значения этому роду занятий. Но попытавшись ввести музыку, хотя бы для заполнениянебольшой паузы между занятиями, через несколько дней, а то и в первый же день Вы увидите или откроете для себя, как ребенок интересно реагирует, как изменяется его лицо при первых звуках мелодии. Занятия “музыкальной терапии” делятся на два вида: активная и пассивная.

  1. Активная. Обучаем ребенка игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Специалисты наиболее рекомен­дуют пианино, т. к. это акустический звук; каждый звук извлекается наиболее простым способом-ударом. Обучаемый может наблюдать за тем, как обучающий извлекает звуки. Самое простое – учим играть гамму до-мажор. Принцип тот же, что и во всех занятиях. Ребенок сидит у Вас на руках. Даем пассивный навык: берем ребенка за указательный палец руки и проигрываем в прямом и обратном направлении гамму несколько дней, недель. Затем берем за запястья, даем возможность пальчику самому ударить по клавише. Далее поддерживаем за локоть. И потом даем возможность играть самостоятельно. При этом с первого дня каждую ноту называть своим именем (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до).

Может появиться “заигрывание”- сбой в темпе, игра слишком быстро. Тогда берем за пальчик (даже при наличии навыка) и медленно, акцентируя внимание на названии ноты, чистоте исполнения, несколько дней поиграем гамму. Обучаем игре обе руки. После гаммы переходим к обучению несложным песенкам.

К активной терапии относится и игра на инструментах из набора Орфа: металофон, погремушки, тарелки, ксилофон, барабан, дудочки, свирели, колокольчики и т. д. При их наличии нужно давать возможность послушать, самим сыграть, отобразить ритм какого-нибудь произведения (музыкального или стихотворного).

  1. Пассивная. Ее еще называют рецептивной, т. к. это восприятие музыки слуховым рецептором. Для этих занятий замечательно подходят произведения композиторов XVIIIXIX ив. с их глубиной воздействия на эмоциональную сферу.

Перечислю те, которые я использовала:

  1. Вивальди. Четыре времени года.

Л. Бетховен. Соната № 14 (Лунная)

Л. Бетховен. Элизе, Соната № 8 (1 часть).

  1. А. Моцарт. Реквием 1-часть, 7-часть.

Соната ля мажор. Маленькая ночная музыка. Симфония №40 соль минор (Allegromolto).И. С. Бах. Шутка из Сюиты № 2. Токата и фуга ре минор.

М. К. Огинский. Полонез.

К. Сен-Санс. Лебедь.

П. И. Чайковский. Времена года. Танец маленьких лебедей.

Ф. Шуберт. Ave Maria (Робертино Лоретти).

М. Равель. Болеро.

С.  В. Рахманинов. Концерт для фортепьяно с оркестром № 2.

Е. Дога. Вальс из музыки к кинофильму “Мой ласковый и нежный зверь”.

Замечательно воздействует музыка в исполнении оркестров под управлением П.Мориа, Д. Ласта, Каравелли, Ф. Папетти, в исполнении Ф. Гойи, Ф. Лейя.

Не следует забывать о детских песенках. Самое главное:

            эмоциональное воздействие,

            соотнесение ритма произведения с болезненным ритмом организма,

            повышение интеллектуального уровня;

            несловесное воздействие на сознание;

            способность вызывать “телесное” выражение услышанного.

Слушать необходимо 15-20 минут, но каждый день в одно и то же время. Привыкание, прислушивание, радость от узнава­ния, осмысления.

Еще в 1856 г. Сеген писал: “Я еще не видел аномального ребенка, который бы не получал удовольствие, слушая музыкальное произведение. Эти дети реагировали более непосред­ственно и быстро…”

С помощью музыкальной терапии можно добиться психического и телесного расслабления (релаксации), двигательного слияния с ритмом музыки, стимулировать речевую активность. Главное дать возможность ребенку воспринять эту информацию.           Итак, основные принципы занятии.

1) Человек – это сложная воспроизводящая система, на условной поверхности которой лежат воспринимающие «устройства» – анализаторы. Мы должны заставить их все (возможности) работать. Работа проявляется в результате тренировки. Тренируем на специально изготовленых дидактических материалах. Материалы используются не единовременно, а постоянно, лишь требования, предъявляемые к обучаемому усложняются.

  1. Присматривание (рассматривание). Каждодневный тренаж дает возможность рассмотреть детали предлагаемого пособия.
  2. Прислушивание. Обращение внимания на детали предлагаемой звуковой информации. То ли речевой, то ли музыкальной.
  3. Мышечная память, память на движения. Эта память вырабатывается в ходе занятий физкультурой, пальцевой гимнастикой, подготовительными упражнениями к письму и самим письмом; даже игра на музыкальных инструментах несет в себе первоначальное мышечную память. Регулярная упражняемость дает возможность осмысливать движения.
  4. “Сильные” ощущения.. Холдинг-терапия, работа с нагрузками, обливание холодной водой.

6) Привыкание. Это момент, когда предлагаемое упражнение уже не вызывает первоначальной отрицательной реакции, а обучаемый готов спокойно и даже с желанием выполнять требования.

7) Регулярность. Упражнения выполняются через определенный промежуток времени.

8) Включение в общий биоритм жизни ребенка.

9) Поддержание навыка в “режиме работы .

  1. Целенаправленность.
  2. Результат наиболее вероятно будет достигнут, если затраты на его достижение минимальны.
  3. Стараться не менять те внешние условия, при которых ребенок способен участвовать в занятиях и достигать результатов.
  4. Внешние условия можно менять дозировано и при достаточной уверенности в том, что психика ребенка окрепла и не дает регресса.
  5. Находить способы получения обратной информации, чтобы быть уверенным в потреблении данной.
  6. Стараться загружать не более одного анализатора. Например: только слушаем, только нюхаем, только пробуем на вкус, только трогаем предметы разной температуры и т. д.
  7. Помнить, что включение памяти любого плана (слуховая, зрительная, мышечная и др.) может произойти не сразу, а с течением времени. Поэтому нужно проявить терпение и не штурмовать события, а терпеливо упражняться.
  8. Во время занятий нужно постоянно себя контролировать, что же сейчас происходит с ребенком.
  9. Заниматься нужно так часто, чтобы навык, даваемый ребенку, стал его постоянной возможностью. Вначале обучаем, затем упражняем, затем время от времени вспоминаем.
  • Занятие должно состоять из нескольких непродолжи­тельных и одного более длительного упражнения. Например:
  1. Речевое упражнение – 10-15 минут.
  2. На развитие мелкой моторики (напр, пальчиковые упражнения) или “хлопательная” гимнастика) – 10-15 минут.
  3. Упражнения из коробок-мешков (элементы системы М. Монтессори) – 10-15 минут.
  4. Занятие с таблицами “способа лото.
  5. Физические упражнения 10-15 минут.

 

Летом тоже нужно заниматься, но больше уделять внимание физическим упражнениям. По Софии Русовой, в летние месяца происходит увеличение мышечной силы, а духовная сила падает. Полученное в осенне-зимне-весенние месяца нужно поддерживать летом лишь в “режиме работы” до сентября. За лето нужно освоить как можно больше элементов игоровых площадок и стадионов, осенью и зимой этой возможности не будет. Но Вы удивитесь, что ребенок, получив спортивные навыки прошлым летом, будет их помнить и будущим.

  • Для чего нужны занятия?

“Коррекционная работа представляет собой беспрерывные поиски путей компенсации дефекта. Механизмы компенсации развиваются постепенно… В основе компенсаторных перестро­ек лежат динамические изменения нервной системы, которые проявляются в разнообразных психических процессах: в восприятии, предметных и пространственных представлениях, и мышлении, сознании, в действиях, поступках, эмоционально­полевых актах и т. д. (Земцов М.И. “Пути компенсации слепоты”. М. 1956г.)

“Способность передавать свое внутреннее внешними действиями, есть признаком того, что ребенок переходит из периода младенчества в период детства. Воспитание состоит и том, чтобы внутреннее сделать внешним, а внешнее внутренним” (Ф.Фребель). “Необходимо включить механизмы самосовершенствования” (М.Монтессори).Возможность задуматься над предлагаемыми упражне­ниями даст возможность осмысливать происходящие вокруг явления и усложнить реакции на них. Реакции все более становятся адекватными.

В заключении я хочу пожелать родителям успехов в работе с детьми. Надеюсь, что описанные, проведенные практически упражнения, откроют Вам новые возможности Ваших детей и дадут надежду.

 

Литература:

  • О. Скороходова “Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир”. М. “Педагогика”, 1972.
  • П. Іванов “Я запропонував людям життя”.
  • 3. Майетова, С. Машура “Музыкотерапия при заикании”. Киев, “Вища школа”, 1984 г.
  • М. Зееман “Расстройства речи в детском возрасте”. М. “Медгиз”, 1962 г.
  • Э. И. Леонард “Я не хочу молчать”. М. “Просвещение”,

1990 г.

  • О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг “Аутичный ребенок-пути помощи”. М. “Теревинф”, 1997 г.
  • С. Д. Забрамская “Ваш ребенок учится во вспомогательной школе”. М. “Педагогика”
  • С. С. Ляпидевский “Нарушения речи и голоса у детей”.
  • “Дошкольное воспитание” – 1989 г. № 10, с. 66-70;

1994г. № 10 с. 56-64; 1995 г. № 7 с. 64-67; 1995 г. № 9 с. 86-88.

  • “Семья и школа” – 1991 г. № 6 с. 30-32
  • “Дошкільне виховання” – 1993 р. № 5 с. 6-7, 17; 1992 р.

№ 10 с. 24-25; 1996 р. № 4, 6, 8.

  • “Учительская газета – № 28, 1992 г. с. 4-5
  • Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская “Воспитание речи у детей с моторной алалией”. М. 1997 г.
  • О. В. Правдина. “Логопедия”. М. 1973 г.
  • А. М. Кравченко “Дошкольная логопедия” (новый взгляд на проблемы). Киев, МП “Освітяни”
  • К. Фон Гейдебранд “О душевной сущности ребенка”.

Минск. “Полифакт”, 1991 г.

  • А. Фрейд “Введение в детский психоанализ”. М. 1991 г.
  • В. Цвынтарный “Играем и развиваем речь”. С.-П. “Лань”, 1996 г.
  • Масару Ибука “После трех уже поздно”. М. “Русслит”, 1992 г.
  • “Как научить читать вашего оебенка”. Ярославль 1991 г