Сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Эрц (Израиль) совместно с Центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» г. Москва на базе Центра социальной помощи и реабилитации детей с аутизмом «Особое детство» г. Днепропетровск реализует проект по подготовке специалистов для работы с детьми с аутизмом методом АВА (Прикладной Анализ Поведения)
Очные сертификационные курсы
АВА – Прикладной Анализ Поведения – это научная дисциплина, которая изучает поведение и влияет на поведение посредством изменения факторов в окружающей среде. На основе изучения поведения и законов его обучения, в АВА разработана эффективная образовательная и коррекционная методология, применение которой позволяет обучать детей с нарушениями развития (аутизмом, умственной отсталостью, дислексией, и другими расстройствами). Эффективность применения поведенческих методов доказана в научной литературе, и является одним и наиболее распространенных методов коррекции аутизма.
Как метод коррекции аутизма, поведенческая терапия АВА представляет собой интенсивную обучающую программу, целью которой является развитие отсутствующих навыков, таких, как навыки общения и социального взаимодействия, навыки вокальной речи, навыки самостоятельности и самопомощи, и другие. Также поведенческий подход является эффективным методом коррекции нежелательного поведения, такого, как агрессия и самоагрессия, отказ от сотрудничества, проблемы со сном и с питанием, продолжительные истерики и стереотипии. Методы поведенческого вмешательства, которые применяются для коррекции аутизма, могут также применяться в реабилитации детей и взрослых с другими расстройствами – гиперактивностью и дефицитом внимания, синдромом Дауна, умственной отсталостью, и для детей с нарушениями поведения.
Профессиональная практика специалиста по поведенческой терапии происходит на двух уровнях – на уровне тераписта/тьютора, и на уровне супервизора. Терапист АВА работает непосредственно с ребенком, и применяет поведенческую программу обучения в процессе интенсивных занятий один на один с ребенком. В рамки обязанностей тераписта АВА входит последовательное применение поведенческих методов, а также запись данных о прогрессе ребенка. Применять поведенческие методы обучения могут и специалисты в других областях (психологи, дефектологи, логопеды), а также родители ребенка.
Поведенческий специалист на уровне супервизора должен уметь не только применять поведенческие методы обучения и записывать данные, но и анализировать комплексное поведение, проводить оценку начальных навыков ребенка, выделять цели и приоритеты для работы и проводить тренинг персонала и родителей.
Международная комиссия по прикладному анализу поведения ВАСВ установила стандарты профессиональной практики в области АВА. Перечень профессиональных стандартов, на которых основывается профессиональная практика специалиста по Прикладному Анализу Поведения изложен в “Перечне задач поведенческого аналитика, 3-е издание” – BCBA® & BCaBA® Behavior Analyst Task List – Third Edition
Очная программа обучения в рамках проекта “Коррекционная работа с детьми с аутизмом на основе прикладного анализа поведения (теория и практика)” утверждена международной Комиссией ВАСВ, и соответствует предопределенным ею стандартам профессиональной подготовки к сертификационному экзамену BCBA®. Программа состоит из четырех курсов, каждый из которых охватывает определенное количество часов в областях, обозначенных в перечне стандартов профессиональной практики.
1. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) – Первый уровень Курс содержит концепции, принципы и процессы обучения поведения, определения и характеристики прикладного поведенческого анализа, а также представляет методы изменения и коррекции поведения.
2. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) – Второй уровень Курс содержит методы оценки и анализа речевых навыков, а также методы определения целей поведенческой интервенции и стратегии тренинга персонала и родителей.
3. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) – Третий уровень Курс содержит методы оценки поведения, отслеживания изменений в поведение, графическое изображение данных и методы интерпретации данных. Кроме этого, курс содержит этические стандарты и различные методологии обучения
4. Курс по прикладному анализу поведения (АВА) – Четвертый уровень Курс содержит современные методы и темы в поведенческом анализе, включая терапию аутизма, методы инклюзии, дополнительные методы измерения и проведения эксперимента, а также этические стандарты профессиональной практики.
Базисные принципы Прикладного Анализа Поведения (АВА) и процедуры для изменения поведения
Учебная программа
Автор курса и лектор: Юлия Эрц Нафтульева, МА, ВСВА
Содержание курса: 8 обучающих разделов, содержащих лекции, презентации Power Point, видеоролики, и вопросы для активного участия слушателей (Active Student Responses). А также двухдневный практический тренинг. Всего 55 академических часов.
Письменный экзамен
Описание курса: Курс “Базисные принципы Прикладного Анализа Поведения (АВА) и методы работы с детьми с диагнозом РДА ” включает основные характеристики методики АВА для работы и обучения детей с аутизмом, историю развития данной методики, и применения базисных принципов прикладного анализа поведения для коррекции поведения, методы обучения, методы оценки мотивационных факторов, сбор и регистрация данных, а так же вопросы профессиональной этики.
Содержание лекций:
Введение
Что такое АВА?
Применение АВА терапии в реабилитации детей с аутизмом
Поведение и окружающая среда
Определение поведения и реакций
Определение стимулов в окружающей среде
Базисные принципы обучения
Парадигма оперантного обусловления
Поведенческая программа раннего интенсивного вмешательста для детей с аутизмом
Особенности обучения детей с аутизмом
Разновидности обучающих программ
Этапы работы по программе АВА.
Базисные методы обучения
Определение мотивационных факторов
Правильное использование инструкций
Использование подсказок – Prompting
Формирование поведения – Shaping
Обучение цепочек поведения – Chaining
Различие стимулов – Discrimination training
Обучение с помощью отдельных блоков – Discrete Trial Teaching
Случайное обучение – Incidental Teaching
Правильное использование процессов усиления поведения
Мониторинг и запись данных в таблицы
Процедуры для уменьшения и коррекции нежелательного поведения
Ознакомление с функциональным анализом поведения
Анализ записи данных
Проактивные методы коррекции
Процедуры дифференциального усиления
Реактивные методы коррекции
Правила профессиональной этики.
Определения и характеристики дисциплины АВА
Развитие поведенческого анализа
Экспериментальный Анализ Поведения
Ключевые события в истории
Прикладной Анализ Поведения – определение
7 характеристик АВА
Стандарты профессиональной практики в области АВА
Достижение необходимого уровня компетенции
Обязанности практикующего специалиста в области АВА
Практический тренинг
В рамках обучения на курсе проводится также практический тренинг в объеме 14 часов.
Участники очного обучения по АВА терапии получают большой объем теоретических знаний – о том, как применять подсказки и поощрения, как правильно давать инструкции, как применять метод обучения “Отдельные блоки”, “Случайное обучение”, “Формирование поведения” и другие. Но практика поведенческого анализа показывает, что данные знания необходимо уметь применять на практике, для того чтобы процесс обучения в АВА программе проходил максимально эффективно. Отсюда, участники тренинга, разделившись на команды, учатся выполнять упражнения по поведенческому протоколу индивидуальной программы АВА.
В тренинге участвуют дети с диагнозом “Аутизм” или РАС – 3-4 ребенка, возрастом до 6 лет. Для каждого ребенка проводится начальная оценка навыков, и выделяются цели для обучения. На основе выбранных целей подбираются соответствующие методы обучения или коррекции поведения, из которых выстраивается поведенческая программа обучения.
Участники тренинга делятся на команды по 4-5 человек. Каждая из команд должна ознакомиться с программой одного из детей, и в процессе тренинга научиться выполнять все упражнения в программе, правильно используя поведенческую методологию обучения.
1 курс начинается в июне 2013
Курсы будут проходить на базе Центра социальной помощи и реабилитации детей с аутизмом «Особое детство» Общественной организации Общество помощи детям с аутизмом «Особое детство».
По окончании программы студенты имеют право сдавать экзамен для получения Международного Сертификата ВСВА.
Стоимость одного курса 400 дол.
Регистрация и подача аппликационной заявки не позднее 1 мая 2013 года.
Количество участников в группе 20 человек.
Менеджер проекта Мигулёва Светлана, контактный телефон +38 067 563 92 89