На Международной конференции по аутизму и неврологическим расстройствам, которая состоялась в Бутане с 18 по 21 апреля, особое внимание уделили инклюзии и ее восприятию. Делится участник конференции директор по развитию Фонда помощи детям с синдромом аутизма “Дитина з майбутнім” Ирина Сергиенко.
В процессе инклюзии, ребенок должен выходить из своей комфортной зоны. Тут родителям надо знать зону комфорта своего ребенка. Это может быть как физическая зона (комната, парк), так и зона знания или сенсорных ощущений.
Чтобы дети с РАС могли себя показать, важно приятие их в общество и шанс быть успешными, продуктивными. Для этого надо знать их навыки и интересы. Программы обучения помогут им развить свои интересы и навыки в профессию.
Правительство также является частью общества, они должны в учавствовать в этом процессе, начиная от создания законов и правительственных программ до участия в мероприятиях. Очень важно подключить все общество к инклюзии. Они должны увидеть и понять, что у аутистов тоже есть знания и навыки, которые они могут предложить.
Менталитет “инклюзия – это одолжение” должен исчезнуть. Инклюзия – это право, а не одолжение! Социальный аспект школы является одним из самых важных. Поэтому не стоит концентрироваться только на академическом аспекте школьной жизни. Обучающая среда должна быть интересной и мотивирующей к обучению, серые стены никому не добавят интереса.
Язык терапии и обучения важен, особенно для двуязычных детей – лучше использовать тот язык, на котором говорят в семье.
При наличии сильной стигмы, может быть целесообразно сконцентрироваться на сложностях ребенка и путях их решения, адаптациях образовательного пространства вместо диагноза.
На конференции также звучал вопрос о специализированных и обычных инклюзивных школах. Вариантов инклюзивного образования множество, и все сходятся на том, что эти варианты следует сохранять. У каждого ребенка свои потребности, каждому подходит свой вариант.
Если интеллект сохранен, то лучше всего заниматься вместе с нейротипичными сверстниками. Если же интеллект понижен, то спецкласс внутри обычной школы может быть лучшим вариантом. При этом, дети в спецклассе должны учиться по программе, параллельной той, которую проходят их нейротипичные сверстники.
У ребенка должны быть реалистичные цели в его программе образования. Эти цели выставляют учителя вместе с родителями и специалистами, которые работают с ребенком. Также школьный психолог должен быть готов к поддержке ребенка с особыми потребностями. Его роль может заключаться как в прямой психологической помощи ребенку, так и в обучении ребенка социальному взаимодействию. Учителей нужно информировать и тренировать перед работой в инклюзивном классе. Иначе они боятся аутизма и сопротивляются инклюзии.