Одной из главных задач лечебной физкультуры для детей с особенностями развития является восполнение дефицита движений при помощи физических упражнений. Установлено, что движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детского организма, всегда являются оздоровительным фактором.

Ребенок с особенностями не всегда может выполнить самое элементарное движение. Этому его необходимо учить. Учить ползать, прыгать, правильно бегать, ходить по ступеням, преодолевать элементарные препятствия (двери, углы, ямы) и т. д. При этом детей с РАС важно не только научить – важно еще и хорошо закрепить в каждом ребенке эти правила, довести их до обычных для человека рефлексов. И именно это, с учетом особенностей детей с аутизмом, является, наверное, самым тяжелым процессом, для которого почти всегда требуется много терпения и упорства со стороны учителей, тренеров и родителей.

Адаптивная физкультура для детей с аутизмом

Лечебную физкультуру можно применять в самых разнообразных ее формах и методиках. При этом обычно преобладает игровой метод. Лечебную физкультуру в детском возрасте следует рассматривать прежде всего как широкий комплекс разнообразных средств. К ним должны относиться не только физические упражнения, но и организация всего двигательного и гигиенического режима, использование методов закаливания, трудовые и педагогические процессы, а также массаж, который в детском возрасте является органической частью профилактической и лечебной гимнастики.

Лечебная физкультура – фактор огромного воспитательного значения. Физические упражнения способствуют организации детского коллектива, вносят элементы дисциплинированности в поведение детей, улучшают их настроение, эмоциональный тонус.

Отличительной чертой адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является большое количество и выбор игровых упражнений. Кроме позитивных чисто физических результатов (уменьшение воспалительных процессов, улучшение обмена веществ, формирование правильной осанки, усиление выносливости, увеличение силы, развитие моторики, улучшение закалки и общего тонуса организма), адаптивные физические упражнения нацелены на социализацию ребенка – его умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде, чувствовать и понимать себя и других.

Одним из наиболее популярных в мире методов адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является 3С-терапия. МГО «Дитина з майбутнім» была первой организацией, которая «привезла» 3С-терапию и ее автора Пола Кожокару (Румыния) в Украину, и мы рады, что за несколько лет этот метод успешно прижился в нашей стране.

Что такое 3C-терапия?

Данный метод основан на трех принципах: осознанности, координации и концентрации. Он помогает ребенку осознать и познать себя, раскрыв таким образом свой полный потенциал. 90% детей (от трех до восьми лет) показывают хорошие результаты. 3С-терапия также эффективна для детей с синдромом Дауна, ЗПР, УО и в других случаях психомоторной задержки развития.

Детальнее о методике можно узнать в одном из ежемесячных номеров нашего электронного журнала «Аутизм сегодня» ( ) или здесь: https://www.helpautism.ro/en/terapie/3c-therapy. Посмотреть видео можно на личной странице Пола Кожокару в Facebook: https://www.facebook.com/3CTherapy.

Существует, повторимся, великое множество хороших и разных комплексов физических занятий для детей с особенностями развития. У всех у них общие цели и разные подходы. Какие именно будут наиболее эффективными для вашего ребенка – выбирать вам, потому что подход здесь должен быть строго индивидуальным.

Наши специалисты, конечно же, всегда готовы помочь вам в выборе и реализации поставленных задач, но мы уверены, что несколько общих рекомендаций прямо сейчас в контексте обсуждаемой темы будут кстати.

Топ-5 универсальных рекомендаций от специалистов нашего садика «Дитина з майбутнім»:

1. Всегда занимайтесь вместе с ребенком. Вы самое ценное, что есть у ребенка, он вас чувствует лучше, чем какого либо другого человека в мире. Будьте с ним и будьте для него примером. Пожалуйста.

2. Начинайте с малого. Сначала вместе с ребенком сделайте что-то небольшое и постоянно добавляйте и усложняйте задачи. Пусть сначала это будет маршрут по комнате, потом – по квартире, потом – вокруг дома, потом – во дворе, в магазин и т. д. Пусть сначала это будет маршрут без препятствий, затем добавляйте их, усложняйте процесс по мере возможностей, задействуйте других людей, предметы и т. д.

3. Четко выдерживайте регулярность занятий. В начале статьи мы уже говорили об этом. Научить важно, но еще важнее – закрепить. Да, это потребует от вас терпения и усилий, иногда особенных. Мы уверены, что ради своего маленького чуда вы сделаете все. Вы справитесь.

4. Всегда! Всегда и всегда поощряйте своего ребенка! Пусть для вас и для других людей его маленькие шажки выглядят совсем незначительными или даже смешными, но в его восприятии каждый раз это большая личная победа! Помните об этом, цените эти успехи.

5. Визуализируйте процесс. Зачастую деткам с аутизмом легче понимать и усваивать визуальную информацию. Используйте в качестве таких визуальных маркеров все возможные подручные средства: рисунки, предметы, видео – да что угодно. Для вас они тоже будут маркерами, необходимыми для организации и анализа процесса воспитания ребенка. Ну и, конечно, для семейного архива в будущем тоже!