Аутизм не приговор
Период от одного до трех лет – самый важный для семьи, в которой растет аутичный ребенок. Малыш проявляет первые признаки расстройства, а родители учатся взаимодействовать с особенным ребенком. Принять аутизм любимого чада непросто, но, как показывает практика, это не приговор. Есть специальные методики обучения детей, специализированные сады и школы для аутистов, группы развития, которые направлены на адаптацию ребенка в социуме и помогают родителям справиться с проблемой.
Большинство детей с РАС, которыми занимались с раннего детства, становятся полноценными членами общества, могут получить образование, работать и иметь семью. Самое главное – это раннее вмешательство, своевременное начало коррекции и активное участие родителей в развитии ребенка.
Как родителям понять, что с малышом что-то не так
Аутизм – это нарушение работы головного мозга, в результате которого ребенок страдает выраженным дефицитом социальных и эмоциональных навыков.
Ни одному медику не удалось разгадать загадку аутизма, причины которого остаются неизвестны. Большинство сходится во мнении, что это расстройство является врожденным и зависит от нескольких факторов: генетических мутаций, хромосомных нарушений и окружающей среды. Для обыкновенного родителя копаться в сложных терминах – пустая трата времени и сил, ведь причины состояния не влияют на течение и прогноз. Но есть перечень факторов, которые повышают шансы рождения ребенка с расстройством:
- возраст родителей: вероятность аутизма у «позднего» ребенка выше, чем у малыша молодой пары;
- наличие в семье родственников или детей с расстройством;
- серьезные болезни матери во время беременности и избыточный вес;
- детский церебральный паралич.
Единой методики или специальных анализов на аутизм нет. Медики оценивают внешние признаки социальной отстраненности и замкнутости в комплексе с другими проявлениями – узостью интересов и стереотипным поведением. Период от одного до трех лет – как раз время формирования социальных навыков, когда родители замечают «странности» поведения и реакций на окружающий мир и людей.
Но резко и вдруг расстройство не проявляется – внимательные родители еще в младенчестве замечают «непохожести» или особенности своего чада:
- не смотрит в глаза;
- не радуется, когда мама берет на руки;
- не откликается на свое имя, отсутствует комплекс оживления;
- плачет как будто без эмоциональной окраски, монотонно, не гулит, как другие дети;
- редко проявляет интерес к ярким игрушкам и предметам;
- мало двигается;
- не тянется на руки.
Если в семье нет родственников или детей с РАС, то не знакомые с расстройством взрослые «списывают» все на собственную родительскую неосведомленность в нормах развития младенца или ждут, пока «перерастет». Но после первого года жизни наличие состояния игнорировать нельзя.
Признаки аутизма у малышей от одного до трех лет: что наблюдают родители
- ребенок не смотрит в глаза при прямом контакте, а при общении как будто не слышит говорящего;
- рассеянность взгляда и скудная мимика;
- своеобразное «застревание» на конкретных процессах: может монотонно стучать палкой по земле или теребить деталь игрушки;
- если заговорил, то словарный запас ограничивается отдельными словами, которые не связывает в предложение;
- избегает контактов, общение с другими не инициирует, а при обращении взрослого часто отмалчивается или «общается» криком;
- нервно воспринимает прикосновения, поэтому купание и переодевание часто приводят к истерике;
- ребенок заговорил, но речь пропала;
- часто наблюдаются эхолалии – повторение слов и предложений за другими людьми, поэтому построить диалог или получить ответ на вопрос невозможно;
- ребенок часто ведет себя истерично, демонстрирует агрессию и аутоагрессию;
- не выражает эмоции и чувства, ему чужды сострадание и жалость к другим;
- не стремится имитировать действия взрослых – почистить вместе с папой зубы или причесаться, как мама; демонстрирует полевое поведение;
- ребенок не демонстрирует взрослым результат деятельности;
- не развито абстрактное мышление: в игре ребенок не может представить, например, большую лужу и перепрыгнуть ее;
- проявляет избирательность в еде, одежде, занятиях, играх, а при появлении или предложении попробовать новое категорически отказывается или кричит;
- не переносит перемены и резкое окончание дела – увести ребенка с прогулки часто сопряжено с истериками;
- остро реагирует на некоторые звуки, но может восхищаться и приходить в восторг от определенной мелодии или звуков (колокольчика, пения птицы и т. д.);
- не чувствует и не понимает опасности, поэтому легко выбегает на проезжую часть или ложится на дорогу.
Если у ребенка от одного до трех лет наблюдается подобная картина или в поведении присутствуют несколько признаков, нужно обращаться к медикам и обследовать ребенка. Но родителям следует помнить, что аутизм, признаки которого описаны выше, может проявляться и другими чертами, поэтому диагностировать или, наоборот, опровергнуть расстройство может только врач.
Директор сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Наталия Стручек считает, что в вопросах развития ребенка «лучше перебдеть»:
«Внимательные родители после года замечают, что ребенок развивается как-то странно. Многие списывают на «характер», что усыпляет бдительность, особенно если малыш первый и сравнить не с кем. К тому же в этом возрасте малыши неактивно общаются со сверстниками, когда видны максимальные проявления состояния. Но в домашних условиях признаки расстройства заметны. К полутора годам ребенок должен правильно реагировать на эмоции взрослого, четко различать своих и чужих, иметь указательный жест и постепенно переходить на самостоятельные решения – взять, притащить, повторить за мамой. У детей с РАС такой элементарной социальной деятельности нет.
Также важно обращать внимание, с чем, как и с кем играет ребенок. Если игра однообразна и малыш расстраивается и истерит, когда кто-то вклинивается или двигает предметы, – это повод задуматься.
К году у ребенка должен формироваться пассивный словарный запас – база наименований, которые малыш еще не может произнести, но если попросить показать собачку, ложечку, вертолет – ребенок показывает, приносит, или поворачивается в ту сторону.
К двум годам пассив должен перейти в актив, поэтому нельзя ждать до трех лет, как иногда советуют. В возрасте от одного до трех лет реально устранить задержку, не доводя до накопления нелинейности в развитии».
Медицина: кто, как и когда ставит диагноз
Аутизм – это понятие, которое охватывает ряд расстройств аутистического спектра (РАС). Среди них атипичный аутизм, который характеризуется либо поздним началом (после трех лет), либо отсутствием некоторых симптомов. Также в список входят синдром Аспергера (проявляется после шести–семи лет), синдром Ретта и ранний детский аутизм, симптомы которого проявляются до трех лет.
В Украине диагноз ставит психиатр на основании специальных исследований, к которым относятся:
- опросники – Оценочная шкала детского аутизма, Шкала наблюдения для диагностики аутизма и др., которые укажут на вероятность расстройства;
- УЗИ и ЭЭГ для выявления мозговых дисфункций;
- осмотр и заключение узкопрофильных специалистов – невролога, психолога, отоларинголога, генетика и т. д.
Конкретных сроков, когда родителям срочно следует бежать к доктору, нет. Однако затягивать на годы или ожидать чуда типа «само рассосется» нельзя. В Украине диагноз ставят детям после трех лет, но диагноз «Аутистическое поведение» специалист поставит раньше.
Помните: чем раньше ребенка диагностируют и начнут коррекцию, тем благоприятнее прогноз!
Аутизм часто сопровождается рядом других расстройств, таких как:
- синдром дефицита внимания и гиперактивность;
- эпилепсия;
- вспышки необоснованной агрессии или психозы;
- нарушения работы ЖКТ;
- аллергии, повышенное количество металлов в крови;
- слабый иммунитет;
- нарушения сна.
Ребенка с РАС необходимо наблюдать у невролога, диетолога, иммунолога, аллерголога и строго придерживаться рекомендаций, чтобы минимизировать сопутствующие нарушения.
Как «лечить» ребенка с РАС от одного до трех лет
Родителям важно помнить, что лечения от расстройства нет. Иногда медики назначают таблетки, чтобы снять нервное возбуждение (седативные препараты, нейролептики) и лечить сопутствующие аутизму болезни, но это «точечные» удары по симптомам. Основное «лечение» заключается в коррекции.
Коррекционная работа детей с РАС от одного до трех лет направлена на психологическую и социальную сферы – снижение тревожности, нервозности и эмоционального дискомфорта. Этот период жизни ребенка подходит для начала работы по социализации и формированию навыков общения, эмоционального самовыражения, самообслуживания. Поэтому коррекция ребенка с РАС – это комплексная работа дефектологов, логопедов, психологов и других специалистов.
Наталия Стручек рекомендует быть осторожными при выборе методик и развивающих занятий, ведь универсального подхода для детей с РАС нет: «Многие надеются, что если понравилось и помогло соседскому мальчику, то подойдет и их ребенку. Это не так. Ориентироваться нужно на конкретного малыша, искать, пробовать, предлагать». А подобрать подходящее занятие на развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия, познавательных способностей, узнать полезное и получить советы педагогов можно здесь.