«После постановки диагноза моему ребенку рекомендовали развивающие занятия с логопедом. Знаю, что специалист работает над произношением и правильной речью. Однако в свои 4 года сын еще не произнес ни слова. Зачем тратить время на педагога, которому не с чем заниматься? Может, стоит подождать пока появится речь?»

Подобные опасения часто мучают родителей «особенных» детей. Но медики и коррекционные педагоги утверждают, что эти опасения беспочвенны и, главное, ошибочны. Дело в том, что расстройства аутистического спектра – состояния, затрагивающие комплекс патологий развития ребенка – от когнитивных функций головного мозга до физического отставания в развитии. Несмотря на то, что аутизм у детей проявляется по-разному и двух одинаковых детей с РАС в природе не существует, все же коррекционное воздействие должно охватывать все сферы развития каждого ребенка – просто с большим акцентом на те сферы, где проявляется больший дефект. 

Например, неговорящему ребенку следует заниматься и с психологом, и с физиотерапевтом, а не только с логопедом, ведь причина отсутствия речи у таких детей «устраняется» за счет развития как психики, так и физики. При правильном комплексном подходе к проблеме отсутствия или речевых дефектов, разные методологии ускорят развитие участков, которые «тормозили» появление речи. 

Главная проблемой детей с аутизмом – часто не просто отсутствие речи при полной сохранности речевого аппарата, а отсутствие необходимости ею пользоваться для общения с другими, так как последней потребности в силу диагноза просто нет. Поэтому работа логопеда с детьми-аутистами заключается в развитии этого стремление иобучению ребенка правильно использовать этот природный инструмент коммуникации. Как и за счет чего это происходит? И почему развитие речи так важно для детей с аутизмом?

Особенности речи аутичного ребенка и задачи логопедической работы

Аутизм – расстройство, сохраняющееся всю жизнь. Его невозможно вылечить, забыть и не обращать внимания, особенно, когда ребенок вступает в период развития активной социализации. К сожалению, аутичные дети не демонстрируют ни желания, ни навыков социальной коммуникации уровня нормотипичных детей. И это палка о двух концах. С одной стороны, у малыша с РАС нет потребности с кем-либо общаться (даже при высокофункциональном аутизме дети избегают людей). А с другой – отсутствие постоянных «тренировок» общения (понимание речи других и использование ее для выражения собственных мыслей и потребностей) приводит к задержкам развития ребенка. Малыш, который замкнут на себе и не общается с окружающими, страдает от физической и психической задержки развития. Если в 5 лет ребята на площадке весело бросают мяч друг другу, то ребенок с аутизмом может его даже не словить, не говоря уже о понимании правил игры. 

Повторимся, каждый ребенок с РАС уникален, поэтому логопедические занятия при аутизме различны и зависят от группы аутизма:

  1. К представителям первой группы относят неговорящих детей – малыши вообще не пользуются речью или произносят отдельные слова или звуки в состоянии сильного эмоционального аффекта. Это позволяет предположить, что малыш понимает речь хотя бы частично.
  2. Дети второй категории аутизма «общаются» эхолалиями, фразами из мультиков или речи взрослых без осознавания смыслов. В привычных ситуациях такие малыши используют простейшие фразы типа «дать есть», в которых глагол ставят в инфинитив, а к себе обращаются в 3-м лице. Но в большинстве случаев самовыражаются криком.
  3. Дети третьей группы спокойно цитируют главы книг или рассказывают на память мультфильм без единой ошибки, однако совершенно не способны к диалогу. Общение с такими детьми похоже на прослушивание лекции в университете, когда собеседник выступает в роли слушателя.
  4. У детей 4-й группы речь развита, но недостаточно. Они используют фразы и предложения, понимают обращенную речь, но выражаются нечетко, порой использует эхолалии, не может пересказать историю. 

Вышесказанное подтверждает факт колоссальной разницы в речевом развитии детей с РАС, а также демонстрирует главное: любая методика развития речи у детей с аутизмом направлена не на постановку правильной речи (при отсутствии таковой задача вообще невыполнима), а на развитие заложенных природой речевых механизмов с тем, чтобы поэтапно, шаг за шагом помочь ребенку использовать речь как инструмент общения. Поэтому работа логопеда с 5-6-летними детьми часто выглядит как речевая игра с нормотипичными 2-летками, ведь для результата ребенку необходимо пройти все стадии развития речи в норме. 

Таким образом, основными задачами логопедической работы при аутизме являются:

  • определение речевых дисфункций, обусловленных РАС и сопутствующими заболеваниями;
  • установление контакта с ребенком – залог включенности и восприятия ребенком терапии;
  • активация речевой деятельности у ребенка с аутизмом на всех уровнях: в быту, игре, обучении. 

Логопедическая коррекция: диагностика, этапы, результаты

Перед началом логопедического вмешательства необходимо провести диагностику речевых нарушений, чтобы определить их причины и, соответственно, курс коррекции. Для эффективности мероприятия логопед следует следующим принципам, позволяющим проанализировать все аспекты нарушения:

  • комплексный подход – определение всех факторов, влияющих на речевое развитие детей с аутизмом, в том числе и медицинских;
  • анализ психического развития ребенка с РАС согласно возрастным нормам, что повысит эффективность логопедического вмешательства и поможет отделить последствия основного заболевания от сопутствующих, в том числе и результата социальных условий жизни ребенка (педагогическая запущенность, например);
  • определение структуры дефекта или задержки, что поможет понять как ребенок приспособился «к жизни» без речи и в дальнейшем работать с развитием иных механизмов.

Логопед часто становится тем связующим звеном, который «собирает» все пазлы в единую картинку психофизиологического развития ребенка, определяет место «где поломалось» и работает над устранением поломки. Однако родителям следует помнить, что логопед не всемогущий и на часть проблем у аутичного ребенка повлиять не может. Так, при наличии физических патологий головного мозга (травмы, например) или недоразвитости отдельных его участков, даже «золотой» логопед без медицинского или психологического вмешательства мало что может. 

Поэтому при коррекции важен комплексный подход, при котором с ребенком работает ряд педагогов – логопед, дефектолог, психолог и т.д. – помогая друг другу. К тому же без тренировок и закрепления материала дома с родителями в бытовых ситуациях (за столом, на детской площадке или в гостях у бабушки) любое вмешательство будет малоэффективным или результаты будут краткосрочными.

Логопедическая диагностика условно делится на несколько частей, каждая из которых связана с другой:

  1. Исследование понимания ребенком речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие. На этом этапе логопед определяет объем словарного запаса ребенка, восприятие эмоционального и семантического смыслов речи, а также готовность малыша к развитию языковой системы.
  2. Анализ неречевых функций. Логопед исследует сенсомоторное восприятие ребенка, уровень концентрации на объекте и целенаправленную деятельность. 
  3. Наблюдение за невербальными компонентами речи. Педагог смотрит на мимику и жесты, определяет уровень потенциального развития речи и спонтанности в приобретении навыков общения.

Эти диагностические компоненты показывают существующий уровень развития ребенка и указывают на прогнозы логопедической работы в будущем, после чего строится коррекционная работа с конкретным ребенком в направлениях:

  • развитие понимания ребенком речи через эмоционально-смысловой комментарий – это значимое слово или фраза для привлечения внимания с тем, чтобы включить ребенка в работу и постепенно «наращивать» речевые мускулы;
  • сюжетный рассказ – обучение ребенка «складывать» и понимать происходящее и предметы вокруг в целостную картинку, например, через сюжетные рисунки;
  • растормаживание внешней речи через подражание взрослому, провоцирование непроизвольных словесных реакций и повторение за ребенком сказанного, трансформируя это в реальные слова и выражения;
  • обучение осмысленному чтению и письму.

Детский сад для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» предлагает 10-летний опыт успешной коррекции речевых дефектов. Однако для тех, кто не может посещать заведение, есть дистанционная программа, которая демонстрирует высокую эффективность. 

Как правило, на начальных этапах с малышом занимаются индивидуально, затем навыки оттачиваются в группах. Также важно опираться на существующие у ребенка механизмы восприятия и элементарной коммуникации – если малыш воспринимает картинки или знаки, то в работе надо использовать именно этот инструмент на начальном этапе. А всего этапов коррекционно-развивающей работы несколько: подготовительный, начальный, тренировочный. 

  • Подготовительный этап. 

На этом этапе логопед развивает предпосылки общения через усиление эмоционального и поискового отклика на повседневные раздражители: голос родителей, игрушки, бытовые предметы, животные. Ребенка учат выделять лексическую единицу среди потока слов и выражений, искать ее в пространстве, вслушиваться в речь взрослого, появляются зачатки произвольного внимания, хотя речь (если есть) все еще бедна на глаголы. Важно подкреплять эмоционально-смысловым комментарием успехи. Для этого необходимо:

  • установить зрительный контакт;
  • выбрать подходящий вариант стимуляции с учетом интересов ребенка;
  • настроить ребенка на эмоциональный отклик;
  • работать над повышением включенности и общей активности;
  • повышать уровень концентрации, распределения внимания между разными предметами и видами деятельности.

На подготовительном этапе важно подбирать те варианты коммуникации, которые понятны и доступны ребенку, чтобы взаимодействие между ним и логопедом принесло результат, а не было потраченным впустую временем. При этом важно использовать разные виды стимуляции – не только произношение, но и сенсорику (лепка, например) и другие виды деятельности (рисование, игра и т.д.) 

Главная задача этапа – аккуратно включать ребенка в работу доступными средствами, вызывая и не теряя интерес и желание заниматься. Трудность этапа заключается в том, что дети с РАС сильно устают от общения с людьми, поэтому такому ребенку нужны перерывы в работе, время на восстановление сил. Это в свою очередь сказывается на длительности этапа, который может продолжаться как месяц, так и полгода.

  • Начальный этап.

На этом этапе логопед помогает выработать языковые навыки и сенсомоторные эталоны, позволяющие в дальнейшем коммуницировать с другими. Педагог обучает ребенка с РАС осознанно переносить звук на реальные предметы («мишка спит», «мячик катится», «смотри, какой красный шар» и т.д.) Малыши учатся выделять названия предметов и действия из потока речи, реагировать и выполнять задания взрослого с предметом, сосредотачиваться на задаче, произносить правильным тембром голоса и строить грамматически правильные и осознанные фразы, запоминать истории и описывать сюжеты, выражать чувства и отношение к происходящему. 

В результате коррекционной работы все реже наблюдается полевое поведение, чаще дети действуют целенаправленно и осмысленно. Повышается подражание речевым звукам, ухо все легче разделяет их от неречевых. Также дети на начальном этапе могут использовать адекватные жесты для общения (кивнуть или покачать головой, например), осмысленное повышение и понижение голоса, произношение слов на выдохе. Появляется активный словарный запас из коммуникативно значимых слов («да», «хочу», «буду» и т.д.), хотя все еще беден и часто ребенок совершает грамматические ошибки. 

  • Тренировочный этап.

На этом этапе логопед закрепляет и расширяет навыки, полученные на предыдущих. Пассивный словарный запас преобразуется в активный, речь обогащается новыми фразами и осмысленными выражениями, ребенок активно использует мимику и жесты, инициирует общение просьбами и выражением потребностей. Использование пусть не всех, но базовых речевых конструкций и навыков доведена до автоматизма и ребенок использует речь не только в кабинете логопеда, а в жизни. Дети с РАС демонстрируют навыки анализа и синтеза, образного (мысленного) изменения реальных предметов, словарный запас активно пополняется, повышается осмысленность, улучшается мелкая моторика, расширяется спектр эмоционального окраса речи. Теперь количество ошибок в роде, числе и падежах значительно меньше, ребенок строит двухсложные предложения, дослушивает до конца и понимает взрослого. 

Детский сад для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» предлагает воспитанникам полный цикл логопедической работы с профессионалами. Однако «вишенкой на торте» является то, что с детьми учреждение занимается с 1 года, что способствует серьезной профилактике речевых задержек у детей. Деткам старшего возраста сад предлагает комплексную терапию дефектов речи, ведь с ребенком по 10 часов в день работают специалисты разного профиля.