Прежде чем настаивать на общем обучении, критически оцените состояние ребенка, иначе ребенок получит вред от школы или детского сада, а его аутистическое состояние ухудшится. Многие учителя и даже родители воспринимают включение ребенка с аутизмом в обычную школу как своего рода попытку попробовать посмотреть, что произойдет. Это изначально снижает ценность учебного процесса и провоцирует легкомысленное отношение к нему со стороны учителей. Если вы не уверены, что у ребенка будет такой же уровень, как у всех в его классе, от таких экспериментов лучше отказаться. У вас есть другие варианты. Например, подайте заявление в ПММК и попросите отсрочку от поступления в школу на один год. Затем нужно качественно подкрепить свой запрос документами: справками психиатра, невролога, документами логопеда и дефектолога, терапевта АВА или других специалистов, которые занимаются ребенком. Возможность №2 — внимательно изучите, как конкретно организовано обучение по адаптированным программам в рамках обычных школ. Ребенка не исключают из коллектива, но для него будут созданы особые условия.

На данном этапе нет существенных различий в инклюзивном образовании в частной или общеобразовательной школе (мы не учитываем плату за обучение). Наличие необходимой материально-технической базы и инфраструктуры в образовательном учреждении варьируется в зависимости от желания руководства школы участвовать в развитии инклюзивного образования. Можно даже сказать, что сегодня есть много общего в адаптации детей с особыми потребностями в образовательных учреждениях разных форм собственности, в обществе в целом. Только совместными усилиями различных специалистов, таких как врачи, школьные учителя и воспитатели детских садов, социальные работники и представители органов местного самоуправления, можно сформировать толерантное отношение общества к особенным детям для их социализации.

В Украине есть определённые требования и правила для всех образовательных учреждений относительно организации и проведения инклюзивного обучения, указанные в законе № 2541-VIII о доступе лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам. Этот закон является базой для развития инклюзивного образования в стране. Растёт количество инклюзивно-ресурсных центров, которых в 2020 году уже насчитывается более 600 по всей Украине. В стране появились интерактивные онлайн-карты, на которых родители смогут легко найти детсад или школу с инклюзивным подходом. Процесс идёт, инклюзивное обучение постепенно занимает своё место в системе образования. Выбор формы и места образования принадлежит родителям. Но пока не все украинские школы (как частные, так и общеобразовательные) готовы принимать таких детей. Помимо заблаговременного прихода в выбранную школу, нужно дать дирекции время технически подготовить возможность пребывания в ней особенного ребёнка, подготовить учителя, если необходимо – ассистента, да и с учениками желательно познакомить такого ребенка предварительно. Это очень важно прежде всего для аутистов. Несмотря на то, где учится ваш особенный ребёнок – в частной школе или в общеобразовательной – всегда существует риск того, что его могут не принять сверстники либо он может стать «нежелательным учеником» для родителей остальных детей и даже учителей. Чтобы минимизировать этот риск, нужно обязательно готовить коллектив педагогов и детей к приходу такого ребенка заранее, и это функция родителей.

На данный момент многие трудности связаны с тем, что детям необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде, и даже в этот период адаптации дети с расстройствами аутистического спектра могут неадекватно cебя вести, демонстрировать аффективные всплески, иногда доходит до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим. Потому и возникает необходимость проработки условий и форм включения или интеграции такого ребенка в образовательную среду, нужна продуманная и организованная методическая работа с педагогами. Для этого нужны индивидуальные занятия со специалистами, а еще лучше, позаботьтесь об этих проблемах, пока ваш ребенок еще дошкольник, поместите его в коррекционный детский сад. Это своеобразное промежуточное звено в подготовке к инклюзивному или обычному учебному заведению, например, как наш детский сад «Дитина з майбутним». https://childfuture.kiev.ua — это продуманная система обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития каждого ребенка.

На сегодняшний день точно никто не знает, сколько в Украине детей с особыми образовательными потребностями. Располагаем следующими цифрами: порядка 165 000 детей и самый низкий в Европе показатель инклюзии – около 6% школ с инклюзией, где есть в среднем один-два класса с наличием одного-двух детей с особыми образовательными потребностями. В Украине общее количество частных школ в 2018/2019 учебному году составляло 228, и их количество ежегодно растёт с 2014 года. Киев является лидером на рынке частных и коррекционных  школ: около 30% всех частных школ страны.