В целом детские психологи решают три основных задачи: помогают взрослым понять, что происходит с их ребенком; помогают ребенку преодолеть испытываемые им трудности; помогают наладить контакт и коммуникацию между взрослыми и ребенком. И поскольку эти задачи для каждого родителя трудно назвать малозначимыми, в важности детской психологии как науки убеждать не приходится. Тем более если дело касается детей с особенностями ментального и других форм развития, в т. ч. с аутизмом.
Для детского психолога любой ребенок не «сам по себе». Процесс психологической работы с детьми невозможен без родителей и/или близких родственников и знакомых, которые принимают активнейшее, самое главное и непосредственное участие в формировании личности ребенка на всех этапах его взросления, а значит – в формировании предпосылок как для его успехов, так и для его проблем.
Даже самые лучшие родители, всецело погруженные и вовлеченные в жизнь своего ребенка, зачастую (и именно по этой причине) не в состоянии объективно оценить те или иные факторы, найти их первопричину и верный выход из положения. Очень важно, чтобы родители этот факт воспринимали нормально и не винили себя во всех проблемах, а старались в них разобраться без лишних эмоций. Для этого и существуют, собственно, детские психологи.
Детский психолог для детей с аутизмом
К основным направлениям работы детского психолога – в отношении не только детей с РАС, но и нормотипичных детей – относятся следующие:
- консультирование родителей ребёнка;
- индивидуальные занятия с ребёнком;
- психодиагностика детско-родительских отношений;
- психодиагностика личности ребёнка;
- коррекционные занятия с ребёнком;
- развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
- развивающие занятия с ребёнком групповые;
- проведение семинаров и тренингов для родителей.
Совершенно очевидно, что для маленьких деток лучше всего работают игровые методики. Дети с аутизмом в этом плане не являются исключением, однако в работе с ними детские психологи отмечают некоторые особенности.
Вот что говорит об этом Яна Юрченко, психолог детского сада-школы для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім».
Игра детей с РАС (расстройствами аутистического спектра), как правило, не функциональна, не социализирована, лишена сюжета и символических черт, ригидна, монотонна и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными материалами (такими как палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).
Поэтому таких деток нужно учить играть, начиная с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем – вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.
Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
На протяжении своей жизни и разных возрастных периодов дети переживают самые разнообразные ощущения. И совершенно естественно, что они в своей совокупности приводят в той или иной мере к возникновению широкого спектра проблем. Как показывает наш опыт и опыт других наших коллег, родители чаще всего обращаются к специалистам, когда у их детей проявляются следующие навязчивые и повторяющиеся вещи:
- агрессивное и импульсивное поведение;
- замкнутость;
- истерики и капризы;
- вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов);
- застенчивость и робость;
- повышенная тревожность;
- обидчивость;
- упрямство;
- страхи;
- перманентная неуспеваемость в садике или школе;
- невнимательность;
- трудности в пересказе и запоминании текстов;
- излишняя неусидчивость;
- плохая работа в классе при хорошей работе дома;
- сложности адаптации к садику и школе;
- проблемы общения со сверстниками и взрослыми;
- видимые нарушения в развитии познавательных процессов (памяти, речи, мышления, внимания);
- низкая самооценка и неуверенность в себе;
- повышенная возбудимость и гиперактивность;
- бурное нежелание учиться;
- психосоматические проблемы (энурез, энкопрез);
- ревность и соперничество между братьями и сёстрами и т. д.
Данный список еще можно продолжать, но главное – родителям очень нежелательно игнорировать его, закрывая глаза на важные для их ребенка вопросы. Случаев, когда родители принимают решение обратиться к детскому психологу, – великое множество, их всех и не перечислить в данном материале, но мы и не ставим перед собой такую задачу. Просто надо понимать суть и задачи профессии «детский психолог».
Ну и еще кое-что из универсального. Очень часто к детскому психологу обращаются (и правильно делают) в наиболее значимые периоды взросления ребенка.
Первый – для получения рекомендаций по подготовке ребенка к походу в детский садик.
Второй – чтобы проверить его готовность к первому классу, к походу в школу.
Третий – при вступлении их сына или дочери в очень непростой подростковый период.
О последнем позволим себе здесь несколько, как нам кажется, нелишних слов. Подростковый возраст для всех наших детей всегда был и будет крайне важным и крайне непростым. Оно и понятно: это единственный период в жизни каждого из нас, когда у индивида резко и очень серьезно усложняется социальная ситуация развития, его центр внимания переносится с родителей на ровесников, в действие непонятным для него образом вступают интимно-личностные связи, возникает необходимость получения и подтверждения его личностного статуса в жизни, появляется чувство взрослости, а причин для его социальной и физической подтвержденности еще не так уж и много, и т. д., и т. п.
И какими бы продвинутыми ни были (или не считали себя) родители, подростковый период их ребенка для большинства из них наступает внезапно, и очень часто родители, увы, чувствуют жертвами этого периода в первую очередь самих себя. Это является не только субъективным ощущением, но и веской причиной обратиться к детскому психологу вместе со своим ребенком для прохождения этого «испытательного» для каждой семьи периода с минимальными потерями. Надеемся, для вашей семьи так и будет.