Педагогам школ об аутизме

Украина присоединилась к мировому тренду на инклюзию. Результатом стала норма об обязательной организации условий для детей с особыми образовательными потребностями в обычных школах. Это значит, что дети с различными расстройствами, в том числе инвалидностью, имеют право учиться в общеобразовательных школах, а государство гарантирует создание необходимых условий – бытовых, технических, методологических, педагогических. И если обустройство сенсорной комнаты или пандуса – часто вопрос финансирования, то за качество кадров и организацию обучающего процесса отвечает конкретная школа. Как обучать «особенного» ребенка и что нужно знать педагогу, чтобы достичь успеха?

Признаки аутизма, или с чем педагог имеет дело в школе

Появление ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) – это серьезный вызов для педагога и детей в классе. Проявления аутизма разнообразны, однако даже при высокофункциональном расстройстве педагогу придется тратить много сил на обучение, поиск подхода к «особенному» ребенку, а также на работу с детьми и родителями, для которых аутизм – понятие странное и неведомое.

Согласно международной классификации болезней МКБ-10 выделяют:

  • ранний детский аутизм;
  • атипичный аутизм;
  • синдром Ретта;
  • синдром Аспергера.

Каждый тип имеет особенности, но среди ключевых характеристик расстройства называют: трудности в установлении контакта с другими, отстраненность и отгороженность от внешнего мира, поведенческую стереотипность и узость личных интересов. Аутист эмоционально закрыт, сосредоточен на себе и не проявляет желания общаться с людьми.

Поэтому педагогу следует готовиться к «сюрпризам» в процессе обучения:

  1. Поведение аутиста отличается от нейротипичного. Ребенок с РАС может пытаться справиться с сенсорной нагрузкой – раскачиваться, жевать карандаш, вертеть предмет в руках, закрывать уши руками или иногда вокализировать. Перемена в школе – самое трудное время для аутиста, ведь всюду шумно, отсутствует порядок и кругом много людей. Большинство аутистов такая обстановка перегружает, и они «уходят в себя», восстанавливая силы и справляясь с перегрузкой. При наличии синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) такой ребенок нуждается в возможности подвигаться.

Некоторые аутисты также не понимают, что обращение педагога к классу касается и их. Дети с РАС имеют проблемы восприятия: часто воспринимают информацию буквально, нуждаются в дополнительном времени, чтобы среагировать на просьбу или задание. Поэтому со стороны такая особенность может выглядеть грубостью или игнорированием педагога.

  1. Особенности интеллектуального развития. У детей с РАС часто наблюдается нелинейность интеллектуального развития. Они хорошо воспринимают визуальный материал, сосредотачиваются на деталях, запоминают большие объемы информации – например, названия столиц всех стран мира или параграф по биологии. Однако ребенку с аутизмом трудно уловить смысл прочитанного или сделать вывод из рассказанной истории, что приводит к проблемам с пониманием заданий и условий задач. У большинства аутистов присутствует специнтерес (то, что очень увлекает), в рамках которого ребенок с РАС может знать все. Вне специнтереса знания бывают скудными, ведь время и силы тратятся только на область увлечения. Это также связано с особенностью мышления аутистов: если нет четкого понимания того, зачем что-то учить или делать, дети с РАС не захотят это выполнять.

У неопытных педагогов, которые впервые сталкиваются с аутичным ребенком, это вызывает настороженность, тревогу, а иногда раздражение. Однако подобное поведение не результат неуважения ребенка к учителю или педагогической запущенности – это аутизм, симптомы которого непривычны для педагога.

Как и чему учить аутиста

В обучении ребенка с РАС единого подхода или методологии нет. Аутисты отличаются уровнем развития социальных навыков, речи, способности усваивать материал. Школьную программу адаптируют под возможности и особенности развития конкретного ребенка с учетом рекомендаций инклюзивно-ресурсного центра (ИРЦ), а по мере «продвижения» вперед вносят коррективы. Это значит, что нормативы, темп, критерии оценивания будут также отличаться от общепринятых. Однако есть аутисты, которые благополучно осваивают школьную программу. Таким нужна только социальная или сенсорная поддержка – например, подружиться с одноклассниками или иметь тихую комнату, куда можно пойти отдохнуть в случае необходимости.

Специальных учебников для аутистов нет, равно как и школьных программ: дети учатся по одной общеобразовательной программе, а ребенок с РАС – с учетом рекомендаций ИРЦ.

Адаптирует «стандартные» школьные задания в классе, которые не доступны ребенку с РАС, ассистент ребенка (тьютор). В его задачи входят сопровождение ребенка с РАС и помощь в обучении –модификация заданий общеобразовательной программы для их адаптации к возможностям аутиста. Например, подготовка дополнительных визуальных материалов, уменьшение, упрощение или исключение заданий, выполнение которых пока не доступно. Также тьютор привлекает ребенка с РАС к работе всего класса – например, к устному опросу учеников, когда аутиста спрашивают наравне с нейротипичными детьми, но в пределах доступного для него материала.

Ассистент ребенка – это своеобразный «переводчик» языка общей программы на язык аутиста с учетом его индивидуальных особенностей, который сопровождает обучения ребенка в школе и физически с ним там находится. Задача тьютора – стать ненужным, то есть научить ребенка с РАС самостоятельности, постепенно отходя на второй план. На сегодня ассистента ребенка (тьютора) предоставляют родители. Учителю в школе обязательно нужно наладить контакт с тьютором, проговорить организацию учебного процесса и пути решения сложностей, которые наверняка возникнут.

Педагогу инклюзивного класса рекомендовано использовать следующие приемы в обучении ребенка с РАС:

  1. Мотивация. Правильно подобранные поощрения позволяют удерживать интерес аутиста к учебному материалу, лучше его усваивать и сотрудничать с другими детьми на уроках. Детей с РАС трудно мотивировать оценками или похвалой, как в случае с нейротипичными. Таким по душе медали, жетоны, грамоты, кубки за выполненное задание или за старательность в конце четверти. Лучшая мотивация для аутиста – привязка к специнтересу, однако в этом вопросе есть нюансы. Во-первых, одноклассникам тоже хочется «особую» систему подкрепления. Во-вторых, аутист может привыкнуть к тому, что любое выполненное поручение или задание приводит к награде, а это усложняет развитие в будущем. Система поощрения должна быть направлена на то, чтобы в конечном счете ребенку с РАС было достаточно эмоциональной похвалы или поощрения. Достигнуть такого результата может только высококвалифицированный специалист, а таких в Украине – единицы.
  2. Визуализация и моделирование. Большинство аутистов – визуалы. Наглядные примеры правильных действий (например, показать, как поднять руку на уроке), расписание и домашнее задание на доске, карточки с изображением последовательности действий – эти инструменты способствуют лучшему запоминанию и усвоению необходимых навыков. Более того, это прекрасный инструмент коммуникации с неговорящим ребенком.
  3. Учет особенностей восприятия. Для концентрации внимания ребенку с РАС создают условия, при которых ничего не отвлекает. Если аутист трудно переносит яркое освещение, почему бы не разрешить ему сидеть на уроке в затемненных очках? Или перебирать четки, чтобы снизить тревожность? Можно также позволить ребенку с РАС тихонько пройтись по классу во время урока, чтобы снять напряжение.

Каких результатов ожидать

Эффективность инклюзивного обучения конкретного ребенка с РАС зависит от сотрудничества всех участников процесса – педагогов, тьюторов, администрации и родителей, а также класса (детей и их родителей). Если семья не рассказывает о потребностях ребенка, то педагог не сможет помочь аутисту, предотвратить ситуации, которые приведут к истерике или нервному срыву.

Чтобы избежать состояния «лебедь, рак и щука» и не сделать школу для аутиста невыносимой, сторонам важно принимать расстройство ребенка и учиться взаимодействовать между собой. Родителям нужно как можно больше рассказать педагогу об особенностях ребенка, ее восприятии, коммуникативных навыках, а также интересоваться делами в школе, общаться с другими родителями, продолжать коррекционную работу с дефектологами, психологами и т. д. Родители обязательно должны привести ребенка в школу заранее – например, на год раньше, чтобы он походил на уроки, познакомился со зданием и учителями. Педагогам – важно пройти специальную подготовку к работе с аутичными детьми, читать литературу, посещать семинары, которые сегодня доступны, искренне хотеть разобраться и помочь, соблюдать правила общения для устойчивого результата. Ведь то, что хорошо для аутистов, полезно и для других детей в классе.

Однако не стоит завышать ожидания. Нужно реально оценивать сильные стороны и возможности ребенка. С возрастом аутисты осваивают навыки саморегуляции и социальной «маскировки», так что видимые признаки аутизма могут «сгладиться» или исчезнуть вовсе. К тому же, у аутистов проблема не с освоением школьной программы, а с социальной и сенсорной перегрузкой, которая мешает учиться.

Также важна серьезная просветительская работа – рассказы детям в школе об аутизме, причинах поведенческих «странностей» ребенка с РАС, максимальное содействие общению и дружбе между детьми, информирование родителей нейротипичных детей, что при правильной поддержке аутисты не несут угрозы их детям.

Чем больше понимания, заинтересованности сторон и общения взрослых между собой, тем успешнее ребенок!