Как известно, ранний детский аутизм (РДА) по интенсивности и симптоматике делится на четыре больших группы:
Четвертая группа (самая легкая степень): излишняя чувствительность к чужому мнению, психологическая уязвимость и ранимость.
Третья группа: повышенная увлеченность стереотипными аутистическими занятиями и интересами, стремление абстрагироваться от внешнего мира в своей «раковине», однообразные непознавательные увлечения.
Вторая группа: ребенок активно отвергает окружающую среду, проявляя тщательную избирательность в контакте с ней. Общение с ограниченным числом людей, привередливость в еде и одежде, речевые и двигательные стереотипии, протест против перемен, агрессия, аутоагрессия и т. д.
Первая группа: аутист полностью отрешен от окружающей действительности, отсутствует какая бы то ни была социальная активность.
Ранее было принято считать, что диагностировать у ребенка РАС возможно в возрасте от трех лет. Однако исследования последнего десятилетия наглядно продемонстрировали, что порог подобного рода диагностики значительно ниже и колеблется в пределах 18-месячного возраста. Первое исследование на эту тему было проведено в США профессором психиатрии и поведенческих наук Салли Роджерс не так давно – в 2012 году. Оно показало, что раннее вмешательство нормализует мозговую активность у аутичных детей в возрасте 18 месяцев.
В ходе исследования, опубликованного в Журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии под названием «Раннее поведенческое вмешательство связывается с нормализацией мозговой активности у детей с аутизмом младшего возраста», обнаружилось, что дети, которые получали определенную терапию вмешательства, демонстрировали большую мозговую активность, когда смотрели на лица, а не на предметы, то есть проявляли реакцию, типичную для здоровых детей, принимавших участие в исследовании, и противоположную реакции тех аутичных детей, которые получали лечение при помощи других видов вмешательств. Более детальная информация по ссылке:
https://www.sciencedaily.com/releases/2012/10/121026125021.htm
В идеале, коррекционную работу на уровне РДА должны проводить профессионалы, а именно:
- врач-педиатр;
- врач-психоневролог;
- психолог;
- дефектолог;
- логопед;
- поведенческий терапевт;
- массажист;
- социальный работник.
И, безусловно, роль родителей в этом процессе переоценить невозможно.
Крайне важно подчеркнуть, что из всего многообразия коррекционных методик аутизма специалисты признают наиболее эффективными именно методики раннего вмешательства. Ранний детский аутизм — cоответственно, чем раньше определить особенности вашего ребенка, тем на лучший результат коррекции можно надеяться.