Инклюзия для аутистов в школе — это один из лучших способов социализации особых детей и реализации их права на обучение. Сейчас в Украине действует закон № 2541-VIII. Он регулирует вопросы доступа детей с особыми потребностями к образованию в детских садах, школах, а также внешкольных учреждениях и других учебных заведениях.

Главной проблемой, которая не позволяет полноценно интегрировать детей с аутизмом в образовательный процесс, является отсутствие необходимого количества тьюторов (ассистентов ребенка). Ведь для обучения таких школьников ассистента учителя в классе недостаточно, поскольку он не сможет уделить должного внимания особому ученику и практически ничего не знает о его индивидуальных особенностях. Одной из причин нехватки квалифицированных кадров является недофинансирование, то есть, небольшие зарплаты педагогов, а также отсутствие необходимого образования. Однако в 2020 году, по данным МОН, программа повышения квалификации работников младших классов включает и дополнительный модуль по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП).

Интеграция особенного ребенка в учебный процесс

инклюзия для аутистов в школе

Интеграция особенного ребенка в учебный процесс может быть разной. Инклюзия для аутистов в школе может выглядеть и как частичное пребывание (то есть, только на некоторых уроках), так и полное включение в обычный класс. Кроме того, в школе может быть создан отдельный класс для учащихся с особыми образовательными потребностями.

На сегодняшний день инклюзивные или специальные классы создают на основании заявления родителей ребенка с ООП и заключения инклюзивного ресурсного центра.

Важным этапом создания основы для обучения детей с аутизмом есть и работа со всеми детьми и их родителями. Их необходимо не только ознакомить с понятием «аутизм», но и рассказать, как он индивидуально проявляется у ученика/учеников, который/которые будут учиться вместе с их детьми. Все это будет способствовать не только формированию толерантного отношения к аутистам, но и предупредит большинство вероятных негативных реакций.