Родителям о РАС-пубертате

Аутистам любого возраста трудно справляться с переменами. Эта особенность выходит на первый план из ряда других признаков аутизма с наступлением переходного возраста – пубертата. Появление первых усиков и повышенная потливость у мальчиков, начало менструации, рост груди и волос в новых местах у девочек настораживают и пугают взрослеющего ребенка с РАС. В этот период подросток нуждается в правильном информировании о новых процессах в организме. Начало полового созревания – трудное время как для аутиста, так и для семьи. Аутизм, симптомы которого к началу пубертата во многом могли «сгладиться», заявляет о себе с новой силой. Как родителям подступиться к вопросу и помочь аутисту принять перемены?

Начало переходного возраста приходится на возраст от 11 до 17 лет, однако у девочек иногда начинается в 8 лет. Начало полового созревания, то есть физиология, никак не связано с расстройством (детский, атипичный аутизм и т. д.) и уровнем интеллектуального развития.

Поэтому родители иногда замечают, что сын «возмужал», однако академические знания и навыки соответствуют возрасту младшего школьника.

Признаки полового созревания у мальчиков:

  • резкий скачок роста;
  • появление волос на лице и теле;
  • угревая сыпь;
  • специфический запах пота, как «у настоящего мужчины»;
  • ночные поллюции и эрекция.

Также в период пубертата наблюдаются серьезные изменения психологического состояния. Подросток становится раздражительным, у него постоянно меняется настроение, а поведение становится агрессивным. У родителей создается впечатление, что тихого и спокойного малыша резко подменили. Школа для аутистов мало интересна, а обучение «напрягает».

Признаки полового созревания у девочек:

  • телесное «оформление» – рост груди, бедер, походка становится «женственной»;
  • рост волос на теле, появление первых прыщей и угревой сыпи;
  • появление менструации.

У прекрасной половины человечества в период полового созревания также наблюдаются психологические изменения. Девочки-подростки становятся плаксивыми, дерзкими, их настроение – изменчивым, из-за чего возникают конфликты с окружающими буквально на ровном месте.

Чтобы помочь ребенку справиться с новыми эмоциями и ощущениями, которые не всегда приятны, и с изменениями тела, родителям следует проявить внимательность и терпение, правильно рассказать подростку, что с ним происходит, и научить новым правилам поведения.

Как родителям рассказать аутисту о пубертате

  1. Прежде чем начать разговор, нужно подготовиться самому. Тема деликатная, и порой родителям сложно открыто обсуждать естественные вещи. Однако помните: аутисту трудно выразить эмоции и рассказать, что его беспокоит. Новое состояние и перемены тревожат, а молчание взрослых может привести к депрессии или нервному срыву. К тому же, если не расскажет взрослый – расскажет улица. А для ребенка с аутизмом, равно как и для нейротипика, это худший вариант.
  2. Используйте медицинские термины и корректные понятия, но на доступном для ребенка уровне и вовремя. Важно говорить на подобные темы, когда ребенок спокоен и вокруг нет посторонних. Многолюдный автобус – плохое место для беседы. Используйте наглядные пособия, модели, картинки с изображением процессов и телесных преобразований, проводите вместе интересные эксперименты. Донесите, что половое созревание у мальчиков и девочек проходит по-разному. Аутисты воспринимают речь буквально, и девочка с РАС сильно удивится, почему у соседнего мальчика не растет грудь.
  3. Отвечайте на вопросы ребенка максимально точно и проверяйте, что он понял. Убеждайте в естественности изменений в организме, расскажите, к чему стоит еще готовиться, поощряйте откровенность.

Какие темы обсудить с аутистом

В вопросе разговоров на интимные темы взрослым важно не «перегнуть палку» и двигаться постепенно. Эффект от «просвещения» будет в случае любопытства самого ребенка к подобным вещам, учета уровня восприятия и доверия к родителям. Не стоит рассказывать об оплодотворении трехлетнему ребенку, который не проявляет интереса к теме и не понимает значения слова.

Обязательно поговорите о следующем:

  1. Части тела и их назначение. Ребенок должен усвоить, что тело имеет «структуру», каждая часть которого – свою функцию. Не забудьте также о внутренних органах и системах организма, которые не видны. Важно, чтобы ребенок понял, что такое интимные части тела и почему их не показывают другим.
  2. Правила гигиены. Девочкам нужно рассказать о подмывании, использовании гигиенических прокладок во время месячных и «на каждый день», напомнить о необходимости чистить зубы, умываться. Внимание мальчиков стоит обратить на бритье, ежедневное мытье, использование дезодоранта для подмышек и специального для ног, если нужно. Также важно учитывать сенсорные особенности подростка, ведь многие жалуются на неприятные ощущения от растущих волос после бритья. Для устранения такого дискомфорта есть специальные гели, кремы, лосьоны после бритья или можно пробовать делать это реже.
  3. Менструации, мастурбация, поллюции. Расскажите девочкам, что такое менструация и когда она бывает, как и когда использовать прокладки, о необходимости во время месячных иметь дополнительно чистое белье на всякий случай. Если нужно, создайте схему или алгоритм действий. Мальчики должны знать, что ночные поллюции – это нормально, и у папы было то же самое. Расскажите о причинах явления и о последовательности действий утром. Важно озвучить ребенку ситуацию болезненности первых эрекций, ведь это тоже поначалу норма. То же относится и к мастурбации: дети с РАС должны понимать естественность явления, но и знать о том, что делать это нужно наедине с собой при закрытых дверях.
  4. Секс и рождение детей. Приучайте к адекватному отношению к сексу с детства, так как на постсоветском пространстве эта тема до сих пор табуирована и у взрослых вызывает стыд. Расскажите ребенку с РАС, что такое секс, почему он возникает и какие имеет последствия. Не забудьте донести информацию о венерических заболеваниях, контрацепции и ранней беременности, если ребенок готов это понять.
  5. Правила поведения в обществе. Аутисту надо рассказывать о «рамках приличия»: какие темы нельзя обсуждать публично, о чем не стоит спрашивать чужих, какие части тела нужно скрывать под одеждой, почему нельзя входить без стука в спальню к родителям и нужно закрывать дверь в ванной во время мастурбации.
  6. Как выразить симпатию и влечение к другому. Аутисты, как и нейротипичные люди, привязываются, влюбляются, вожделеют представителя противоположного или своего пола. Однако родители должны рассказать ребенку с расстройством, который не «считывает» эмоций других, о признаках взаимной симпатии и о способах выражения своей. Донесите, какие слова, жесты, движения в обществе приемлемы, а чего стоит избегать. Для этого важно демонстрировать и называть ребенку с РАС чувства, обсуждать ситуации между взрослыми.
  7. Понимание личных границ и слово «нет». Безопасность – прежде всего для любого ребенка, но для аутиста – это жизненно важно. Дети с РАС часто страдают от неуверенности в себе и низкой самооценки, что подкрепляется еще и процессами полового созревания. Они не всегда могут отстоять себя, проявить настойчивость или отказаться от неприемлемого. Поэтому ответ на вопрос «Что такое хорошо и плохо?» родителям рекомендовано поставить во главу угла и систематически закреплять умение ребенка с РАС отстаивать личные границы. Повторение алгоритма действий «Что делать, если трогают или обижают?» позволит избежать опасности аутисту, признаками которого могут воспользоваться в недобрых целях.

Чего нельзя делать категорически:

  • рассказать и забыть – чтобы аутист понял и научился, нужно многоразовое повторение и поощрение правильного поведения;
  • ругать и наказывать – если ребенок не запомнил, что снимать трусы в парке нельзя, – это повод без скандала надеть их обратно и снова провести беседу о приемлемом;
  • стыдить и акцентировать внимание на недостатках – процессы полового созревания физиологичны, и этот период проходил каждый, поэтому важно научить ребенка с этим жить.

Успех – это маленькие шажочки на пути к цели. Аутист придет в недоумение, если ни с того ни с сего подойдет папа со словами: «Сын, сегодня я прочту тебе лекцию о пубертате». К подростковому возрасту ребенок уже многое знает и умеет: мыться, выражать эмоции, различать мальчиков и девочек, бережно относиться к другому. Правильно поданная информация о периоде полового созревания дополнит имеющиеся у ребенка знания и научит справляться с некоторыми изменениями. Если, например, грустно – можно послушать веселую музыку или погладить кошку. А когда хочется разнести комнату – лучше сделать зарядку или помочь маме с уборкой.

Аутизм, причины возникновения которого науке неизвестны, – не повод ограждать ребенка от знаний, а мотивация облачить важные слова в подходящую форму. В этом родителям «особенных детей» помогают организованные Международной общественной организацией «Дитина з майбутнім» акции, лекции и вебинары о пубертате, тонкостях общения с аутичными подростками в этот период, отношениях с братьями и сестрами, сверстниками, которые полезны не только родителям, но и подросткам с РАС.