Многие родители, которые воспитывают ребенка с особенностями, в том числе с аутизмом, часто ищут частную школу или детсад для обучения. Они считают, что там к ребенку и его особенностям будет больше внимания со стороны педагогов и воспитателей, что ребенок сможет там находиться в коллективе сверстников, общаться и знать, что его непохожесть не будет вызывать насмешки или презрение.

Помимо толерантности, в частных учебных заведениях родители ищут для своих чад необходимую техническую и медицинскую поддержку, т. к. особые потребности предполагают особую инфраструктуру, подход и знания. У каждого ребёнка, независимо от его особых потребностей, должна быть реализована возможность получения доступа к образованию наряду с другими детьми, у которых таких потребностей нет. Эта возможность как раз и была узаконена в нашей стране в 2018 году, что позволило рассматривать обучение детей с особыми потребностями не только в профильных специальных учебных заведениях, но и в инклюзивных классах частных и общеобразовательных школ.

Есть определённые требования и правила для всех образовательных учреждений относительно организации и проведения инклюзивного обучения, указанные в законе № 2541-VIII о доступе лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам. Этот закон является базой для развития инклюзивного образования в стране.

Также государство взяло на себя обязанность подготовить инфраструктуру, технические возможности и необходимые инструменты для получения особенными учениками полноценного образования, учитывая их потребности, которые могут включать в себя как наличие пандусов, специальных туалетов и мебели, так и необходимых аудио-, видео- и других рабочих материалов. Это влечёт за собой увеличение финансирования в несколько раз на одного такого ребёнка вместо обычного школьника. И это одна из причин того, почему родители аутистов, а также других детей с ментальными особенностями, часто предпочитают частные школы: они, как правило, лучше укомплектованы всем необходимым.

С 2020 года для учителей начальных классов Министерством образования и науки запланированы модули по обучению методике работы в инклюзивных классах. Растёт и количество инклюзивно-ресурсных центров, которых в 2020 году уже насчитывается более 600 по всей Украине. В стране появились интерактивные онлайн-карты, на которых родители смогут легко найти детсад или школу с инклюзивным подходом.

Процесс идёт, инклюзивное обучение постепенно занимает своё место в системе образования. Выбор формы и места образования принадлежит родителям. Но пока не все украинские школы (как частные, так и общеобразовательные) готовы принимать таких детей. Помимо заблаговременного прихода в выбранную школу, нужно дать дирекции время технически подготовить возможность пребывания в ней особенного ребёнка, подготовить учителя, если необходимо – ассистента, да и с учениками желательно познакомить такого ребенка предварительно. Это очень важно прежде всего для аутистов. Несмотря на то, где учится ваш особенный ребёнок – в частной школе или в общеобразовательной – всегда существует риск того, что его могут не принять сверстники либо он может стать «нежелательным учеником» для родителей остальных детей и даже учителей. Чтобы минимизировать этот риск, нужно обязательно готовить коллектив педагогов и детей к приходу такого ребенка заранее, и это функция родителей.

На данном этапе существенных отличий в инклюзивном образовании в частной или в общеобразовательной школе нет (не принимаем во внимание плату за обучение). Наличие же необходимой материально-технической базы и инфраструктуры в учебном заведении варьируется в зависимости от желания руководства школы участвовать в развитии инклюзивного образования. Можно даже сказать, что сейчас в адаптации детей с особыми потребностями есть много общего в учебных заведениях разных форм собственности, в обществе в целом. Только совместными усилиями различных специалистов, таких как медики, учителя в школах и воспитатели в детских садиках, социальные работники и чиновники местных органов власти, можно сформировать толерантное отношение общества к особенным детям, чтобы их социализация состоялась.

Cколько в Украине детей с особыми образовательными потребностями

На сегодняшний день точно никто не знает, сколько в Украине детей с особыми образовательными потребностями. Располагаем следующими цифрами: порядка 165 000 детей и самый низкий в Европе показатель инклюзии – около 6% школ с инклюзией, где есть в среднем один-два класса с наличием одного-двух детей с особыми образовательными потребностями. В Украине общее количество частных школ в 2018/2019 учебному году составляло 228, и их количество ежегодно растёт с 2014 года.

Киев является лидером на рынке частных школ: в нём находится около 30% всех частных школ страны. Кроме общеобразовательных предметов, в этих школах и гимназиях преподают такие предметы, как информационно-коммуникационные технологии, бизнес, философия, психология, экономика, тайм-менеджмент, этикет и прочее, включая два-три иностранных языка и различные программы по всестороннему развитию личности ребёнка (например, развитие креативности и инновационности). Это нужно учитывать при записи и особенно при подготовке к начальной школе для детей с аутизмом, ведь это дополнительная нагрузка.

При подборе частной школы очень важно предварительно и честно переговорить с ее руководством, рассказать об истинном уровне академической подготовки и социализации ребенка. Только так можно правильно выбрать частное учебное заведение и минимизировать сложности в обучении ребенка с особенностями, в том числе с аутизмом. Хотя можно с уверенностью сказать, что при подборе общеобразовательной школы это тоже очень важный этап.