В Украине наибольшая поддержка людей с аутизмом существует в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе. В то же время ситуация с вузами кардинально отличается: люди не знают, работают ли вузы в этом направлении. Также украинцы мало знают о наличии в их регионе поддержки для профессионального обучения взрослых людей с аутизмом. Это позволяет сделать вывод, что реформы уже дошли до детей с аутизмом, но фактически не затронули взрослых категорий граждан Украины с особыми потребностями.

Таковы результаты украинской части опроса «Аутизм и образование», которое по инициативе «Аутизм-Европа» проводилось в течение 2019 года в странах ЕС и целью которого было содействие доступу людей с аутизмом к качественному инклюзивному образованию, в том числе университетскому и профессиональному. Благодаря МОО «Дитина з майбутнім» (Киев) и поддержке Консула «Аутизм-Европа» в Украине Инны Сергиенко Украина также приняла в нем участие.

Если в дошкольных учреждениях распространенными формами поддержки детей с аутизмом являются помощь детям во время завтрака и обеда (15,6%), консультации для родителей (14,8%) и поддержка взаимодействия во время игры (13,2%), то в начальной и средней школе это помощники в классе (28,1% и 18,6% соответственно), возможность гибкого учебного плана (20% и 11,9%), помощь в организации обучения и поддержка вне класса.

Самый высокий уровень образованности в вопросах аутизма, по мнению украинских участников опроса, демонстрирует персонал дошкольных учреждений и начальной школы, несколько ниже – средней школы и гораздо ниже – вузов. Примерно в таком же порядке люди оценили наличие у персонала желание повышать свой профессиональный уровень – 10%, 18%, 6% и 2% соответственно. В общем 38,2% опрошенных заявили, что они «полностью согласны» и «соглашаются» с утверждением, что персонал и учителя имеют адекватное понимание аутизма и потребностей особых учеников, а «категорически» и «не совсем» согласных с ним оказалось несколько больше – 42,4%.

В целом, наиболее болезненными проблемами системы образования в Украине, судя по результатам опроса, являются отсутствие достаточного количества специалистов, низкий уровень образованности большинства персонала и учителей учебных заведений, отсутствие доступной инфраструктуры для повышения квалификации.

В ответах на вопрос о наличии индивидуального плана развития ребенка позиции опрашиваемых разделились почти поровну (51% – да, 49% – нет), как и в вопросе об участии родителей в разработке плана (47,7% и 52,3%). На вопрос, кто принимает окончательное решение по индивидуальному плану, 44,4% ответили: «Родители», 37,7% – «Специалисты», 18% – «Совместно».

И, наконец, на заключительный вопрос анкеты – «По Вашему мнению, ситуация с аутизмом в Украине в целом улучшается или ухудшается?» – только каждый пятый участник ответил: «Ухудшается», а 77,5% заявили, что «Улучшается».

За последние годы Украина сделала большой шаг в этом направлении. По мнению специалистов МОО «Дитина з майбутнім», в ближайшее время в Украине должны быть следующие

ТОП-10 направлений приложения усилий в интересах людей с особыми потребностями:

  1. Усиление широкого информирования общества об аутизме и всех граждан с особенностями развития.
  2. Обучение специалистов лучшим международным практикам и их интенсивное профессиональное информирование о достижениях и успешных кейсах в сфере аутизма.
  3. Стимулирование привлечения родителей к активному участию в процессе.
  4. Создание стабильных и долговременных мотиваций для специалистов, занимающихся вопросами аутизма, на всех уровнях образования и во всех отраслях экономики.
  5. Совершенствование законодательного обеспечения и стимулирования категорий людей с особыми потребностями.
  6. Создание в обществе благоприятных и прозрачных условий для финансирования потребностей всех граждан с различными особенностями развития.
  7. Требование от государства особых преференций для людей с особенностями.
  8. Создание условий для активного привлечения национального и транснационального бизнеса для финансирования потребностей «особых людей».
  9. Активное привлечение глобальных, международных и национальных институтов с целью формирования благоприятной и безопасной среды для людей с особыми потребностями.
  10. Улучшение всемирной координации и кооперации в данной сфере.

Участниками опроса стали 145 респондентов из 67 населенных пунктов Украины, в т. ч. представители учебных заведений и ОО – 36%, физические лица – 64%. Это закономерно узкая целевая аудитория, и хотя опрос не является репрезентативным с научной точки зрения, в целом он адекватно отражает состояние вопроса аутизма в системе образования Украины в 2019 году. Напомним: проведение репрезентативных исследований на эту и многие другие темы является невозможным из-за отсутствия в Украине целого ряда статистических данных. Приведенные выше показатели обозначают проценты от общего числа респондентов, ответивших на вопросы анкеты.

Полные итоги опроса можно посмотреть здесь.