В рамках Второго Киевского фестиваля альтернативного искусства «Павлов-фест» воспитанниками нашего садика был представлен целый стенд уникальных и очень необычных работ. Благодаря использованию разных методик и техник арт-терапии, каждый ребенок с синдромом аутизма смог не только показать творческие способности, но и приоткрыть свой тайный внутренний мир. Наши специалисты объясняют, как и почему создавались именно такие работы, и главное – о чем они нам говорят.

{webgallery}{/webgallery}

1-й рисунок Лизы — использовалось три методики арт-терапии: 1) нанесение краски мазками, 2) раскатывание цветных капель, 3) ретуширование краски с помощью стеклянного аппликатора; во время рисования ребенку давалась полная свобода выбора — начиная от цвета и заканчивая методиками. По рисунку можно определить эмоциональное состояние ребенка-аутиста, ведь изначально он выбрал фиолетовый цвет темного тона, что судит о том, что ребенок был чем-то возбужден, в процессе рисования ребенок начал выбирать менее интенсивные цвета, а это означает, что у него возбужденность плавно переросла в спокойствие.

 

{webgallery}{/webgallery}

2-я работа — использовались такие методики как: элементы декупажа, аппликационное приклеивание разнокалиберных круп, лепка пластилином. В совокупности все эти методики при изготовлении одной работы эффективны для ребенка тем, что у него не возникает апатии, так как смена деятельности (методики в данном случае) концентрирует внимание, что является одним из главных факторов в продуктивной работе с детьми-аутистами.

 
{webgallery}{/webgallery}

3-я работа — использовалась методика «раскатывание цветных капель» и нанесение краски с помощью стеклянного аппликатора. По данному рисунку можно сказать, что ребенок начал первоначально наносить синие «отпечатки» прямолинейного и однотипного характера (что хорошо просматривается в правой части рисунка) — это судит о том, что ребенок немного закрыт в себе, стереотипен. После того, как ребенку предложили методику раскатывание цветных капель и дали возможность самостоятельно закончить рисунок, он начал наносить все те же синие отпечатки, но располагать их начал по всей плоскости листа. Это в очередной раз доказывает – использование более чем одной техники помогает медленно, но уверенно избавлять ребенка с аутизмом от стереотипности.

 
{webgallery}{/webgallery}

4-й рисунок — использовалась методика аппликационного наклеивания цветной бумаги с использованием дополнительных элементов. При изготовлении рисунка использование дополнительных элементов (в данном случае это наклейки цветных цифр с пеноматериала) помогает закрепить определенные знания ребенка. На конкретном примере использовались цифры — ребенку предложили выбрать свой любимый цвет. Исходя из этого выбора, мы смогли понять, закреплять знания или давать новые. Арт-терапия часто использует этот метод, если ребенок отказывается, например, от изучения букв, фигур, цифр на занятиях с профильными специалистами.

 
{webgallery}{/webgallery}

5-й рисунок — использовалась методика нанесения краски с помощью мазков. Эта методика помогает ребенку концентрироваться, в то же время держа правильно в руке кисточку; при нанесении мазков стимулируются мышцы кисти руки и общий тонус, что в дальнейшем помогает ребенку быстрее адаптироваться к правильному держанию ручки в руке.

 
{webgallery}{/webgallery}

6-й рисунок — абсолютно самостоятельная работа — ребенку предоставили только материал. Очень важно на первых этапах арт-терапии узнать, какой цвет у ребенка приоритетный (чаще всего ребенком используется любимый). Зная психологию цвета, можно узнать какой ребенок — спокойный, агрессивный, замкнутый, раздраженный и т.д. В данном случае по рисунку можно сказать, что поскольку преимущественный цвет – синий, то ребенок любит или стремится к спокойствию. Но «вставки» фиолетового цвета означают, что ребенок достаточно возбудим и очень чувствителен. Зеленый цвет зачастую означает, что ребенку в данный момент (момент рисования рисунка) не хватает поддержки родителей (чаще мамы).