{webgallery}{/webgallery}

Ещё два года назад Владик не говорил и даже не испытывал в этом потребности. Сегодня девятилетний мальчик учится общаться с помощью слов — для него это огромное достижение. Его брат-близнец Ярослав, который просто машинально повторял всё услышанное, научился еще и слушать собеседника и отвечать на вопросы, его речь стала осознанной и самостоятельной. У Вовы были приступы агрессии, частые вспышки гнева, с которыми и мальчику, и окружающим было сложно справиться. Сегодня он внимателен к чувствам окружающих, учится управлять своими эмоциями, помогает малышам делать то, что у них не получается. Год назад Миша говорил заученными фразами, был ранимым и нетерпеливым ребёнком. Теперь же может самостоятельно объяснить взрослым своё настроение, а также пообщаться со сверстниками.

{webgallery}{/webgallery}

Эти четверо детей – первые наши выпускники, чьи успехи говорят сами за себя. Все они пришли в садик с целым набором проблем. Иногда казалось, что ситуация непреодолима, но системная работа специалистов дала свои результаты. Сегодня все ребята учатся дальше: Миша Шкабура – в кадетской школе (его семья вернулась в Россию), Вова Банатов – в инклюзивном классе общеобразовательной школы № 231, Влад и Ярослав Черноштаны – в школе-интернате № 2.

Когда ребята пришли в садик, у каждого были проблемы с поведением, общением и речью. «У Вовы проявлялась агрессия, направленная на других людей. Он воспринимал окружающий мир как нечто враждебное. Поэтому в ситуациях, которые казались ему опасными, мальчик кричал, злился, кусался, дрался, — объясняет психолог школы-сада Наталья Кондратович. – У Миши любая ситуация, когда он испытывал неудачу, заканчивалась слезами. Он моментально бросал занятие и просил о помощи».

{webgallery}{/webgallery}

Заниматься с такими детьми было очень сложно. Ребят учили замечать людей вокруг, смотреть в глаза, здороваться, называть друг друга по имени, не толкаться, не устраивать истерик, любить людей. Учили также говорить, читать, описывать картинки, одеваться, складывать вещи в шкафчик, кушать, убирать за собой посуду, играть в группе, помогать малышам, слушать музыку, рисовать… И у каждого произошел прорыв! У Вовы пропали вспышки агрессии, Миша поверил в свои силы, все дети стали замечать людей вокруг, общаться, играть, а главное – научились учиться.

{webgallery}{/webgallery}

Родители маленьких «выпускников» говорят, что без садика их дети не смогли бы достичь таких результатов. «Без помощи грамотных специалистов, которые работают в одном ключе, выстраивают под каждого конкретного ребенка конкретную программу, просто невозможно было бы дать Вове все то, что он получил за эти годы, — рассказывает мама Вовы Анастасия Банатова. – Ни я, ни муж не являемся логопедами, психологами или дефектологами. Мы бы просто не справились. Я рада, что с первого сентября Вова учится в школе № 231, там очень хорошие учителя. И это заслуга садика, который для нас нашел эту школу, посоветовал туда идти».

Директор школы-сада «Дитина з майбутнім» Наталия Стручек объяснила, что искать школы для будущих выпускников садика начала еще в ноябре прошлого года. Школа № 231 уже какое-то время работала по инклюзивной программе, поэтому изначально переговоры велись именно с руководством этой школы. Несколько месяцев те присматривались к детям, ездили в садик, наблюдали за процессом занятий. Вначале не верили, что дети дотянут до нужного уровня, а в итоге на обучение в этой школе взяли Вову. Миша уехал в Россию и продолжил учебу там. Близнецы же попали в школу-интернат № 2.

«Мои дети получили помощь в садике, есть результат, и результат хороший, — рассказывает Лидия Черноштан, мама близнецов Ярослава и Владислава. – Сейчас дети учатся дальше, у них есть перспектива на дальнейшее. Все у нас будет хорошо!»

Увы, далеко не у всех аутистов в нашей стране судьба складывается так удачно, как у этих четверых ребят. «Печально, что мне звонят родители 6-7-летних детей и говорят: «Нас никуда не берут уже второй, третий год, не берут даже в спецшколу, — говорит Наталья Стручек. – Но важно отметить, что для ребенка с аутизимом важно не просто попасть в школу, но и получить там дальнейшее развитие, не потеряв приобретенных в садике навыков. Благодаря тому, что в детей вложен колоссальный труд, они получили свой шанс. Забирать его у них нельзя, поэтому школа должна заниматься их развитием и дальше».