19 октября в Житомире прошел практический семинар «Ребенок с аутизмом в школе: детский сад + семья + школа», который провела Консул европейской ассоциации «Аутизм Европа» Инна Сергиенко. Это третий этап регионального тура по городам Украины, который Инна Сергиенко реализует уже пятый год подряд.

«Более 8 лет мы добивались инклюзивного образования для детей с особыми потребностями, — рассказывает Инна Сергиенко. — Мы пытались быть услышанными и государством, и родителями, и учебными учреждениями. Первые шаги делали наиболее отважные родители. Они находили активных директоров школ и педагогов, не боялись пробовать. Да, всем было очень сложно, потому что никто не представлял до конца, как это должно работать».

За это время Инна Сергиенко со своей командой дважды объехала большинство городов Украины, распространяя такую ​​малодоступную информацию об аутизме и объясняя тяжелую к пониманию проблематику. Она рассказывала родителям и специалистам о том, что такое аутизм, как его распознать и диагностировать, о сенсорных ощущениях и принципах работы мозга аутиста, как понять, принять и помочь ребенку с аутизмом в семье и школе.

Сейчас в Украине вступил в силу закон № 2541-VIII, который регулирует некоторые вопросы доступа детей с особыми потребностями к образованию в детском саду, школе, внешкольных учреждениях и учреждениях профессионального или профессионально-технического образования. Это означает, что очень много вопросов, которые долго оставались открытыми, сейчас получат официальные ответы, а инклюзия станет понятной и доступной.

«Сейчас наша задача — донести необходимость правильной подготовки особых детей к инклюзии, чтобы она на самом деле работала и давала возможность учиться ребенку с особыми потребностями. Инклюзия должна помогать профессионально работать педагогу и воспитывать толерантность со стороны обычных детей, — говорит Инна Сергиенко. — Этого достичь невозможно, если ребенок с аутизмом или другими особенностями развития впервые сталкивается с группой детей и педагогов в инклюзивной группе школы. Социальные стандарты поведения и элементарные бытовые моменты нужно готовить задолго до школьного периода. В противном случае вся инклюзия может сойти на нет. Неготового ребенка просто отправят на индивидуальное обучение домой».

Директор Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Галина Лозовая убеждена, что инклюзия — это не модное нововведение, а необходимость, связанная с критическим увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в Украине и желанием родителей таких детей получать образование на равных условиях в удобной и толерантной среде. «Эти условия требует от педагогов пересматривать традиционные уклады классической системы образования, чтобы сделать общее образование доступным для всех, — говорит Галина Лозовая. — Но, к сожалению, современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественных запросов и потребностей».

«За последние годы увеличилось количество детей с нарушениями в развитии, но и улучшилась ситуация с сервисами и возможностями таких детей. Ранее они были только дома или в садах на непродолжительном пребывании или в школах на индивидуальном обучении. Сейчас же очень много детей с такими особенностями идут в инклюзивные классы, — отметила Алла Шовтюк, заведующая Житомирской ОПМПК. — Часто у таких детей есть сопутствующие диагнозы, поэтому мы должны научиться с ними работать, чтобы ребенок удержалсь на инклюзии».

Семинар по аутизму в Житомире проходит в рамках регионального тура Консула «Аутизм Европа» Инны Сергиенко, которая получила международную награду от INAP +2014 (Naturally Autistic People Awards) в номинации Community Mentor (Наставник сообщества).