Общественный сектор долго шел к тому, чтобы обеспечить право ребенка с особенностями развития на образование

В Украине вступил в силу закон № 2541-VIII, который регулирует некоторые вопросы доступа детей с особыми потребностями к образованию в детсаду, школе, внешкольных учреждениях и учреждениях профессионального или профессионально-технического образования. Это значит, что очень многие вопросы, которые долго оставались открытыми, сейчас получат официальные ответы, а инклюзия станет понятной и доступной.

«Больше 8 лет мы добивались инклюзивного образования для детей с особыми потребностям, — рассказывает учредитель Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім», консул Аутизм Европа и мама ребенка с аутизмом Инна Сергиенко. – Мы старались быть услышанными и государством, и родителями, и учебными учреждениями. Первые шаги делали самые боевые родители. Они находили активных директоров школ и педагогов, которые не боялись пробовать. Да, всем было очень сложно, потому что никто не представлял до конца, как это должно работать. Мы благодарны всем и каждому, кто принимал и принимает участие в этом долгом и трудном, но таком важном для всех наших детей деле».  

Пройдя много испытаний, поражений и успехов на практике, общественные активисты, специалисты и родители наконец-то добились ввода инклюзивного образования на законодательном уровне. Так, закон обязывает учебные заведения создавать инклюзивные группы по заявлению родителей в детсадах, школах и внешкольных заведениях обязательно, а раньше такая опция была на усмотрение руководителя учреждения. 

В каждом классе или группе, согласно закону, должно быть не более трех детей с особыми образовательными потребностями. Дети с нарушениями интеллектуального развития и/или сенсорными или физическими нарушениями имеют право на первоочередное зачисление в учреждения образования. По заявлению родителей на занятия допускают ассистента ребенка, который помогает ему в процессе обучения.

Для каждого ученика с особыми потребностями составляют индивидуальную программу развития, которую разрабатывает группа специалистов с обязательным привлечением родителей ребенка. Ассистент учителя обеспечивает личностно-ориентированное направление обучения для детей с особыми потребностями. Детям со сложными нарушениями помогает один из родителей или соцработник.

«Сейчас наша задача – донести необходимость правильной подготовки особенных детей к инклюзии, чтобы она на самом деле работала и давала возможность обучаться ребенку с особыми потребностями. Инклюзия должна помогать профессионально работать педагогу и воспитывать толерантность со стороны обычных детей, — говорит Инна Сергиенко. – Этого достичь невозможно, если ребенок с аутизмом или иными особенностями развития впервые сталкивается с группой детей и педагогов в инклюзивной группе школы. Социальные стандарты поведения и элементарные бытовые моменты нужно готовить задолго до школьного периода. В противном случае вся инклюзия может сойти на нет. Неготового ребенка просто отправят на индивидуальное обучение домой». 

Директор Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Галина Лозовая убеждена, что инклюзия — это не модное нововведение, а необходимость, связанная с критическим увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в Украине и желанием родителей таких детей получать образование на равных условиях в удобной и толерантной среде. «Эти условия настоящего потребует от педагогов пересматривать традиционные уклады классической системы образования, чтобы сделать общее образование доступным для всех, — говорит Галина Лозовая. — Но, к сожалению, современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественных запросов и потребностей».

Фонд «Дитина з майбутнім» приветствует принятие Украиной этого Закона. «Конечно, он не решит вопросы за родителей, за учителей и детей, но создает законодательные условия для их решения. Это важнейший шаг в социальном развитии всего украинского общества. Впереди у нас всех много трудностей по внедрению инклюзии в реальную жизнь, на бытовом уровне и в повседневной работе, но мы верим, что вместе мы разрешим эти вопросы также, как, объединившись, украинское общество решало уже много других», — резюмируют в Фонде.