Современная практика работы с детьми-аутистами включает широкий круг методов и приемов, разных техник: АВА, В.Е. Каган, Сара Ньюмен, Ирина Прекоп, floor time  (игровое время).  Эти программы нацелены на результат. Усилия дефектолога уходят на постоянный поиск  и интеграцию лучших элементов этих методик в индивидуальную програму коррекции.

В основе  работы дефектолога в саду-школе «Дитина з майбутнім»  лежит широкоизвестная методика «АВА» .

Классическая модель «стимул – реакция – результат» предусматривает разбивку необходимого навыка на небольшие последовательные этапы. Каждый из этих этапов должен быть усвоен ребенком перед тем, как будет введен следующий. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы.
Методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия.

Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Дефектолог не  дает инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребёнок может осваивать одновременно 2-3 не связанных между собой навыка, однако педагогом выстраивается чётка система усложнения и поэтапного освоения всё новых и новых навыков.  В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов (кладет карточки с вилкой и ложкой в одну стопку, а карточки с кошкой и собакой – в другую), «покажи, как ты… » (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей), местоимения (правильно употребляет «я иду» – «ты идешь»), ответы на вопросы «Что», «кто», «где», «когда», «как», употребление «да» и «нет», и др. Среди более продвинутых программ – «Скажи, что будет, если… » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть», и др.

Большинство проблем в обучении и поведении детей с синдромом аутизма является результатом нарушения восприятия или переработки ими сенсорной информации. Эти проблемы могут включать любые области сенсорного восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, обоняние и вкус. Одна из наиболее распространенных проблем — неспособность интегрировать сенсорную информацию, получаемую от различных органов чувств, чтобы получить точную картину окружающего мира.
Проблемы восприятия аутичных детей весьма разнообразны. Один ребенок может не услышать громкий звук поблизости, но в то же время отреагировать на отдаленный звук транспорта. Другие могут проявлять интерес к определенным продуктам питания или проявлять особое увлечение дегустацией продуктов. Некоторые могут реагировать на одну сенсорную модель и игнорировать другую. Поэтому в рамках коррекционной работы в «Дитина з майбутнім» мы применяем  программу  развития восприятий. Данная программа помощи детям с аутизмом включает некоторые приемы по развитию зрительного и слухового восприятия, что является наиболее значимым для детей на разных уровнях развития. В процессе работы над восприятием преследуются такие цели, как: привлечь внимание к предмету и сохранить зрительный образ в памяти ребенка, улучшить зрительное внимание, улучшить слуховое внимание, научить реагировать на знакомый звук и узнавать его как сообщение о предстоящем событии, развить способности к различению объектов, улучшить зрительную память, развить навык соотнесения, способность воспринимать различия в моделях и копировать их, определять последовательность и копировать ее, научить читать.
Все задания в данной программе сгруп
пированы в зав
исимости от возраста ребенка.

Хорошо развитая мелкая моторика необходима тогда, когда определенная деятельность связана с использованием рук и пальцев.

Адекватные двигательные навыки необходимы для осуществления любой обучающей программы.
Успешное развитие навыков самостоятельно справляться с поставленной задачей, умение рисовать, писать и т.д. — все это необходимо для дальнейшей подготовки ребенка, и все это неразрывно связано с хорошей двигательной способностью. С целью совершенствования мелкой моторики необходимо работать над улучшением способности захватывать предметы, совершенствованием двигательного контроля, процессом манипуляции объектами, развитием силы рук и их взаимодействия и т .д. В нашем арсенале работы имеется  программа развития моторики и зрительно-двигательных функций, а так же программа интенсивного развития, которая предусматривает развитие памяти, мышления, внимания, обобщение простых умозаключений, развитие восприятия, воображения, формирование школьных навыков (письмо, чтение, счет…).

Приоритет работы команды дефектологов сада-школы «Дитина з майбутнім»  — правильно оценить индивидуальные и возрастные  возможности  каждого отдельного ребенка, и на основе заключений подбирать программы развития и обучения.

Король Олеся, Богач Вероника, Михальчук Ирина

Школа-сад «Дитина з майбутнім»