Аутизм у младших школьников

Диагностировать детский аутизм непросто, еще сложнее – корректировать и, главное, социализировать ребенка. При правильной коррекции некоторые признаки расстройства «сглаживаются», но нужно понимать, что аутизм не лечится и остается с ребенком навсегда. И, как правило, он проявляется при общении.

Медики считают, что аутизм – это врожденное состояние, но «активизироваться» он может в разное время в зависимости от «вида». Сегодня различают:

  • ранний детский аутизм, симптомы которого возникают до трех лет;
  • синдром Ретта, при котором после полутора лет преимущественно у девочек наблюдается серьезный регресс в развитии;
  • синдром Аспергера – после трех лет;
  • атипичный аутизм, который диагностируют в предшкольном или школьном возрасте.

Признаки аутизма

Ребенок с РАС не поддерживает зрительного контакта и диалога с собеседником, не реагирует на обращение или просьбу. Кажется, что он спрятался под стеклянным колпаком и не замечает мира вокруг.

Иногда у аутистов младшего школьного возраста, наоборот, наблюдается своеобразная речевая расторможенность: ребенок говорит на интересную тему без умолку, не обращает внимание на реакцию собеседника или пропажу у него интереса.

Детям с РАС трудно распознавать эмоции других людей, а также выражать собственные. Они не понимают юмора, иронии и слов в переносном значении. Поэтому общение с ними может выглядеть безэмоциональным или с «пробелами» и недопониманием, когда аутист не улавливает намеков или контекста разговора. Но чаще особенности речевого развития проявляются в бедности словарного запаса вплоть до отсутствия речи.

Многие аутисты плохо переносят яркий свет, громкие или определенные звуки, они чувствительны к запахам и прикосновениям. Если нейротипичному ребенку это не доставляет дискомфорта, то аутичного выводит из себя, раздражает и может привести к истерике или нервному срыву.

Младшие школьники продолжают нуждаться в стимуляции, чтобы успокоиться, – качаться, подпрыгивать, трясти руками или головой, накручивать волосы на пальцы и пр. Также присутствует ритуальность поведения, иногда пищевого: ребенок ест только любимые продукты и в определенные часы, новые блюда часто приводят к отказу от еды.

Некоторые младшие школьники с аутизмом могут похвастаться умением читать (хотя дислексия тоже не редкость) или энциклопедическими знаниями в интересующей их области. Сильные стороны у детей с РАС – часто зрительное восприятие и механическая память, внимание к деталям. Но в силу того что интеллектуальное развитие аутиста неравномерно, то образовательные успехи тоже фрагментарны. Ребенок запоминает объемный текст, но понять смысл прочитанного и сделать выводы не может. Поэтому дети с аутизмом иногда с легкостью решают сложные примеры, но не понимают условия элементарной задачи.

Обучение в школе дается с трудом: наблюдается дефицит внимания, ребенку сложно концентрироваться на заданиях, слушать и понимать педагога.

«Лечение» аутизма: лекарства или коррекция

Диагностированный в детстве аутизм сохраняет симптоматику у младших школьников, однако родители могут заметить аутизм, признаки которого проявились только после 4–5 лет. Внимательность взрослых и помощь специалистов улучшают прогноз.

Специфического лечения аутизма нет. Единственное, чем располагает наука при РАС, – это коррекционные мероприятия. Поэтому родителям, которые замечают «странности» ребенка, рекомендовано обратиться к психиатру. Другие медики не диагностируют расстройства, но включены в список специалистов, у которых нужно наблюдать ребенка с РАС.

Аутизм часто сопровождают другие болезни и расстройства – эпилепсия, дефицит внимания и гиперактивность, аллергические реакции, слабый иммунитет и др. Поэтому важно консультироваться с узкопрофильными специалистами – иммунологами, гастроэнтерологами, неврологами, реабилитологами, чтобы не пропустить болезнь или знать, как снимать ребенку дискомфорт, на который ему трудно пожаловаться.

Часто родители верят, что прием лекарств вылечит аутизм, причины возникновения которого до конца не изучены. Это ошибочное мнение, однако слаженная работа медиков и коррекционных педагогов во многом уменьшает проявления расстройства. Такое сотрудничество необходимо, чтобы правильно составить план коррекции, ведь именно на основании заключения медиков педагог проводит занятия. Если у ребенка с РАС, например, не развита речь, это может говорить о нарушениях в левом полушарии головного мозга, а не о компетентности логопеда.

Школа: взвешиваем «за» и «против»

Дети с РАС посещают как общеобразовательные школы, так и специализированные. Украинское законодательство ориентирует школы на включение аутистов в обыкновенные классы, гарантируя право получать образование.

Некоторые признаки аутизма могут выражаться ярко, другие – слабее или со временем «сглаживаться». Но, чтобы адаптировать ребенка с РАС к социуму, нужно придерживаться принципа ступенчатости. Образно говоря, сначала выучить буквы, а потом учиться читать. Перед поступлением в школу необходима правильная дошкольная подготовка. Работа заключается в том, чтобы не столько научить аутиста читать, писать или считать, сколько привить ему социально-бытовые навыки, такие как:

  • самообслуживание – переодеться, сходить в туалет, помыть руки, убрать за собой тарелку и т. д.;
  • использование предметов по назначению – рисовать в альбоме, ложкой есть суп, ручкой писать в тетради, а не на полу;
  • понимание речи – взрослый говорит, а ребенок подтверждает понятое действиями (прыгает, шагает, поднимает руки или хлопает в ладоши);
  • выражение потребностей в приемлемой форме – например, поднять руку, если потерялся карандаш, а не кричать и разбрасывать вещи;
  • правила поведения в группе – не шуметь, выполнять задания педагога, повторять за другими детьми.

Без этих навыков трудно будет всем: аутисту, нейротипичным детям в классе, педагогу. Если ребенок разбрасывает и рвет вещи других детей, перебивает учителя, использует дневник вместо салфетки, чтобы вытереть руки, или «ходит в штаны» – о какой школе может идти речь?

Результатом социально-бытовой неготовности станет отсутствие интереса и смысла находиться в школе вообще. Поэтому родителям стоит уделить максимальное количество сил и времени «оттачиванию» этих базовых навыков перед школой. Главные помощники – это занятия в группах и работа с педагогами, детский сад и, безусловно, обучение дома.

Директор сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Наталья Стручек подчеркивает важную роль именно родителей в подготовке аутистов к школе: «Часто можно увидеть ребенка с телефоном, но в памперсе. Некоторым взрослым удобнее и проще вручить «развивающий» гаджет, чем заниматься формированием навыков самообслуживания. Родители должны каждый день показывать, рассказывать, наставлять, исправлять и подкреплять достижения ребенка с РАС, вести себя терпеливо, «спешить медленно», но упорно».

Социально-бытовая подготовка в работе с дошкольником помогает выработать правильную мотивацию к обучению в школе и стремление познавать новое. Только после формирования «базы» аутист готов усваивать более «сложную материю» – академические знания.

Однако в этом вопросе есть нюансы. С одной стороны, некоторые дети действительно хорошо адаптируются в коллективе нейротипичных детей и учатся по одной программе – например, при высокофункциональном аутизме. У них наблюдаются особенности интеллектуального развития и поведения, но это не сильно влияет на успеваемость и общение с одноклассниками. После школы всем детям предстоит жить в одном обществе, поэтому чем раньше аутист «познакомится» с нейротипичными детьми, тем выше их шансы «подружиться».

А с другой стороны, даже самая качественная и регулярная коррекция не справляется с глубоким расстройством. В таком случае обучение в школе негативно сказывается на психофизическом состоянии ребенка, а школьная программа не усваивается вовсе. К тому же, не все родители и педагоги позитивно относятся к присутствию аутиста в классе и готовы тратить силы на поиск подхода, следовать правилам общения, жертвовать временем.

Консул «Аутизм-Европа», основатель фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Инна Сергиенко в интервью отметила:

«Для организации инклюзии нужна масштабная культурно-образовательная работа. Общество не информировано, поэтому не готово к новой системе.

Образование зависит от воли родителей участвовать в организации обучения и взаимодействовать с педагогами. За год до школы нужно пройти комиссию в ИРЦ, получить программу обучения, подать заявление в школу, которая организует инклюзию – условия и педагогов. Это комплексная и длительная работа, которая за месяц не делается. К тому же аутиста нужно подготовить к инклюзии, ведь если он не понимает элементарных норм поведения, то его быстро исключат или переведут на домашнее обучение.

Сегодня в Украине инклюзивная система только начинает свой путь. Педагогов пока не хватает, но работа над их качественной подготовкой ведется».

Благодаря деятельности фонда «Дитина з майбутнім» негативизм в обществе постепенно уменьшается. Организация информирует родителей нейротипичных детей об «особенных», обучает простым правилам общения и рассказывает школьникам о расстройстве, организовывает культурные, спортивные мероприятия, пикники, акции, вебинары, курсы, а также оказывает родителям детей с РАС юридическую поддержку и помогает реализовывать права детей через адвокацию.

И все же перед поступлением в школу родителям нужно взвесить «за» и «против», учесть заключение медиков и педагогов о состоянии и готовности ребенка быть среди нейротипичных детей именно сейчас. Это не значит искать школу для аутистов, а, скорее, готовить ребенка с РАС к переходу в школу еще с детского сада. Школа – это большая перемена в жизни аутиста, и ему необходимо время для освоения на новом месте. Поэтому родителям нужно познакомиться со школой заранее, привести туда ребенка и участвовать в подготовке к инклюзии.