Педагогам ДОУ об аутизме

Педагогика – это о любви, а не об обучении

Волшебной таблетки, которая бы вылечила аутизм, причины возникновения которого до сих пор неведомы, нет. Все, чем располагает наука, сводится к психологической коррекции и формированию навыков самообслуживания и норм поведения в обществе. Ключевую роль в этом процессе играет детский сад.

Некоторые считают, что ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) важно находиться в коллективе нейротипичных детей: среда помогает аутисту научиться взаимодействовать со сверстниками и компенсировать собственные поведенческие проблемы. В домашних условиях это невозможно. Так ли это?

Что важно знать педагогу: признаки аутизма

Одинаковых аутистов даже одного возраста нет, но некоторые черты присущи каждому ребенку с РАС:

  • минимум социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникативных навыков;
  • поведенческая стереотипность и узость личных интересов.

Минимум социального взаимодействия проявляется в неспособности «особенного ребенка» увидеть и прочувствовать эмоции другого человека и выразить собственные. Ребенок с РАС часто не понимает шуток, поэтому либо не реагирует на юмор, либо смеется невпопад. Некоторым дошкольникам с РАС трудно представлять абстрактные понятия.

Нарушение коммуникативных навыков проявляется в трудностях речевого воспроизведения. Так, дети с РАС плохо разговаривают, их слова невнятны, а словарный запас минимален: «да», «нет», «спать», «сидеть» и т. д. Если ребенок и разговаривает предложениями, то они бессмысленны и похожи на несвязный набор слов.

Поведенческая стереотипность и узость личных интересов выглядит как:

  • повторение одного и того же действия: бесцельное движение ногой, рукой, головой или соблюдение какого-то правила;
  • фиксация внимания на одном объекте: ребенок смотрит только один мультфильм, и больше ничего.

Инклюзия в детском саду

Создание инклюзивной группы в ДОУ основано на принципах комплексного подхода и специального пространства согласно Порядку комплектования инклюзивных групп в дошкольных учебных заведениях.

Комплексный подход заключается в совместной работе с конкретным ребенком нескольких специалистов – дефектологов, психологов, логопедов и др. Практика показывает, что работа только с психологом или логопедом не дает устойчивого результата. К тому же комплексный подход поможет отслеживать динамику, со временем уточнить диагноз и скорректировать обучение.

Задачи педагога:

  1. Создавать в группе эмоциональный комфорт. Для этого важно получать теоретические знания об аутизме, посещать тренинги, перенимать опыт коллег, работающих с такими детьми. Ребенок с РАС ведет себя неадекватно не из-за плохого воспитания или безразличия родителей, а потому, что просто другой. Также педагогу нужно консультироваться с психологом, ведь справиться с обычными детьми непросто, что уж говорить об «особенных».
  2. Следовать принципу равенства. Педагогу придется взять на себя роль пропагандиста толерантности, не акцентируя внимания других детей на особенностях ребенка с РАС. При этом важно создавать условия для комфорта последнего: например, уголок, где тот отдыхает в одиночестве, когда это потребуется. Это позволит развить сотрудничество между детьми, взаимопонимание и помощь, а в итоге – привить ребенку с РАС нормы поведения. Для этого придумали специальные методики. Например, TEACCH-программа, направленная на коррекцию детей со сходными нарушениями коммуникации. Также хорошо зарекомендовали себя поведенческий АВА и эмоционально-уровневый подходы. Выбор зависит от текущего состояния конкретного ребенка и подбирается индивидуально. Это позволяет социализировать ребенка и не причинить вреда, адаптировав среду к потребностям аутиста.
  3. Союз с родителями. «Дружба» с семьей позволит педагогу лучше понять ребенка с РАС, узнать особенности, предпочтения и интересы, ограничения и учитывать сопутствующие болезни. Дети с РАС часто страдают расстройствами ЖКТ, аллергическими реакциями, гиперактивностью, низким мышечным тонусом и пр. Внимательный педагог увидит и порекомендует родителям обратиться к доктору или к реабилитологу, например, которого в детском саду нет. А родители узнают больше о склонностях своего ребенка, потенциальных возможностях, успехах и неудачах, получат рекомендации о том, над чем работать дома. Сотрудничество педагогов с родителями ускорит адаптацию ребенка в саду, насколько возможно компенсировать аутизм и признаки расстройства.

Специальное пространство

Согласно законодательству, в Украине инклюзия обязательна, поэтому разработаны правила и нормы обустройства помещений:

  • наличие пандусов, чтобы каждый ребенок независимо от состояния здоровья попал в сад;
  • наличие естественного освещения;
  • соблюдение норм температурного режима и влажности воздуха в ДОУ;
  • качественная мебель и соблюдение норм расположения, подходящий инвентарь;
  • наличие учебных и методических материалов, необходимого оборудования;
  • обустройство сенсорной комнаты для коррекционных и развивающих занятий.

Для того чтобы успешно развивать ребенка с РАС в ДОУ, необходима психологическая и педагогическая готовность. По мнению директора сада для детей с особенностями развития «Дитина з майбутнім» Наталии Стручек, работа в коррекционном заведении специфична:

«В коррекционную работу идут педагоги со специальным образованием – дефектологи, логопеды, психологи. Считаю, что еще в период обучения надо посещать узкие конференции, семинары, лекции, чтобы выбрать направление и обучаться методикам. Не встречала логопеда, который мог бы одновременно работать со всеми нозологиями, – везде есть специфика.

Педагогам, которые только приступают к работе, рекомендую начать практику с нейротипичными детьми. Это отдушина, которая помогает не выгореть и, главное, отличать норму от не-нормы. Также учит «фишкам», которые адаптируют и применяют в коррекционной работе.

А это сплошные импровизации, мобильность и гибкость. Почему сложно детей с РАС сразу адаптировать в обычных садах и школах? Программа таким дается труднее, все время надо привлекать внимание, учить тому, что неоднократно проходили. К тому же общего подхода для всех детей с РАС нет: каждый коррекционный педагог должен владеть разными методиками и применять их индивидуально. Кому-то подойдут карточки, а другому ребенку их даже не покажешь».

Ознакомиться с видами коррекционной работы, получить профессиональный инструментарий можно здесь.

Главная проблема инклюзии в Украине

В Украине посещать обыкновенный государственный детсад «особенным» детям проблематично.

С одной стороны, это обусловлено незнанием подходов и методик работы с аутичными детьми. Родителям иногда отказывают в приеме ребенка с РАС в детский сад или создают невыносимые условия, и семья решает забрать ребенка. Часты примеры подобного в ситуации атипичного аутизма, когда нарушения проявляются не сразу. С другой стороны, не все дети с расстройством готовы находиться в нейротипичной среде. Такого мнения придерживается и Наталия Стручек:

«Не согласна, что всех детей с РАС нужно отдавать в нейротипичные сады и школы: есть дети, которые сразу не «тянут» общую программу, и высокофункциональные аутисты, которые, наоборот, неплохо приспосабливаются.

Путь на инклюзию очень важен и нужен, поэтому главной задачей родителей и педагогов становится подготовка ребенка с РАС к школе, адаптация с учетом его возможностей к нейротипичной среде».

В Украине часто социализация и коррекция ложатся на плечи родителей, которым приходится искать альтернативные варианты – частные и специализированные сады, школы для аутистов, коррекционные группы и т. д. Но чтобы решить проблему включенности в сады детей с аутизмом, симптомы которого настораживают обычных педагогов и родителей нейротипичных детей, необходимо продолжать государственную стратегию на инклюзию, педагогам учиться работать с детьми с РАС, чтобы образовательные потребности каждого ребенка были учтены.